А кто? А-а, балета «Дон Кихот»? Петипа? Горский? Нет, друзья мои, сегодня я вам расскажу о композиторе Людвиге Минкусе. Уверяю вас, это достойный подробного рассказа человек!
В современном балетном театре Людвиг Минкус – автор музыки классических балетов «Дон Кихот» и «Баядерка». А еще фрагментов «Пахиты» и даже «Жизели». Успеху вовсе не в последнюю очередь способствует его музыка, обладающая многими достоинствами. Но ее автор долго находился в тени, под слегка пренебрежительным ярлыком «штатный балетный композитор».
Как Лев Иванов очень долго был в тени Мариуса Петипа (да и вышел ли?), так и Минкус упорно не замечался специалистами – как можно, когда были Чайковский, Глазунов? Пришла пора и о «Минкусе бедном замолвить слово». И замолвлено: в прошлом году вышла первая и единственная его биография в России (Панова Е. В. Людвиг Минкус. Жизнь и творчество. М.: XXI век, 2020. 141 с). Более ста лет для этого понадобилось, несмотря на успех его балетов и развитость биографического книгоиздания у нас в стране (ЖЗЛ и не только).
Алоизий Бернар Филипп Минкус родился 23 марта 1826 г. в Вене. А где же имя Людвиг, спросите? А вот Алоизий (латинское имя) и есть в немецком варианте Людвиг. Обычно считается, что по национальности Минкуса следует считать чехом, но это же многонациональная Австрийская империя! Отец его да, был чехом, мать – венгерско-еврейского происхождения. Семья держала в центре Вены ресторанчик с собственным оркестром – это было в то время обычным делом. Музыканты многонациональной страны играли танцевальную музыку своих народов, и мальчик Людвиг с детства слушал это многообразие и богатство мелодий и ритмов. В четыре года ему наняли первого педагога по скрипке. Она стала инструментом на всю жизнь – знаете ли вы, что наш штатный балетный композитор – пожалуй, в первую очередь замечательный скрипач? Но об этом попозже, пока же он продолжил учебу в Венской консерватории. Во время учебы юный Людвиг выступал в концертах и заслужил репутацию настоящего вундеркинда. А в 20 лет он опубликовал первое свое сочинение – 5 пьес для скрипки. Подписывался он часто не Людвигом, а латинизировано: Louis Minkus. Приобрел определенную известность. На 27-м году жизни (1853) произошел судьбоносный поворот: ему предложили работу в России, и он переехал в нашу страну. Стал капельмейстером крепостного оркестра князя Б. Н. Юсупова. Эта его первая служба была недолгой, менее двух лет. В 1855 г. Минкус поступил на службу в оркестр Императорского театра скрипачом. В этом же году он женился на Марии Антуанетте Шварц.
Началась новая жизнь. Правда, в ней не было несколько лет ничего примечательного. Через 5 лет он был повышен до скрипача-солиста.
Вы обращали внимание, что сейчас в программках наших театров оперы и балета указаны и исполняющие соло в оркестре, часто скрипачи? Первым в истории Императорских театров музыкантом-исполнителем, чье имя указывалось в афишах спектакля, стал, как его называли в России, Людвиг Федорович Минкус. Талантливый скрипач знал себе цену и сам добился этого новшества для себя и своих коллег, как видно из сохранившихся его служебных записок в адрес руководства.
Творческому росту Минкуса способствовала его деятельность в русском музыкальном обществе. Оно было создано в 1860 г. Н. Г. Рубинштейном для приобщения широкой публики к серьезной музыке. Знакомство Рубинштейна и Минкуса обернулось приглашением последнего участвовать в концертах, чем он и занялся помимо службы в оркестре. И становился все известнее в музыкальных кругах.
В 1862 г. Минкус впервые написал музыку для балета («Два дня в Венеции»), но это стало для всех малозаметным событием. Балетмейстер К. Блазис, заказавший ее, невысоко оценивал роль музыки в балетном спектакле. Способствовал же превращению Минкуса в балетного композитора другой балетмейстер, работавший в России – француз Артюр Сен-Леон. В 1863 г. Минкус сочиняет в содружестве с ним музыку к балету «Пламя любви или Саламандра». Их с Сен-Леоном роднила замечательная игра на скрипке обоих, личное взаимопонимание. Случалось, Сен-Леон насвистывал мелодию, а Минкус ее записывал. Действительно, совместное творчество! Балет был поставлен в Москве, а вскоре был перенесен в Петербург под названием «Фиаметта, или торжество любви». Он был поставлен в бенефис балерины Марфы Муравьевой. Изменения в партитуре балета прежде всего коснулись ее вариаций. Минкус написал удобную музыку, которая помогла балерине лучше показать свои сильные стороны и вообще не показывать слабые. В 1864 г. Минкус и Сен-Леон на время отъехали в Париж – туда была перенесена «Фиаметта» под опять новым названием – «Немея». Успех был большим чем в России, и соавторы его разделили. Сен-Леон вспоминал, что Минкус «был вызван всем оркестром, чего никогда не бывало ни с одним сочинителем балетной музыки со времен А. Адама» (то есть Адана – такое написание установилось в России).
Продолжалась востребованность Минкуса: все это время он не только сочинял балет и переносил его в Париж, но и играл в оркестре и участвовал в концертах музыкального общества как солист и дирижер – занят был по всем фронтам, трудолюбив был как пчела. И везде был успешен. Но главные успехи его были впереди.
В 1866 г. была открыта Московская консерватория, и первыми профессорами по классу скрипки стали Л. Минкус и Ф. Лауб. И конечно же, профессором стал Петр Ильич Чайковский. Тогда же и познакомились два композитора, еще не знавшие, какой вклад внесут оба в балетную музыку. Позднее в 1871 г. Петр Ильич лично попросил Минкуса сыграть на премьере его струнного квартета № 1, что успешно и произошло (Минкус в виде исключения исполнил партию альта).
Произошли перемены на службе. Дирекция Императорских театров с нового 1869 года заключает новый контракт с композитором на иных условиях, согласно которым Минкус должен был, помимо занимаемой должности инспектора музыки и скрипача-солиста «сочинять балетную музыку для каждого большого балета в году, для Москвы или Петербурга, заведовать нотною конторою, библиотекою партитур и партий». Это была победа! Он всего достиг сам, специально к этому не стремясь. Он трудился и совершенствовался, и награда на 14-м году службы появилась.
В этом же году Мариус Петипа стал главным балетмейстером и тут же предложил Минкусу сочинить музыку к балету «Дон Кихот» для постановки в московском Большом театре. Премьера прошла в декабре 1869 г. Это был пока еще далеко не тот «Дон Кихот», которого мы знаем. Через 2 года, в 1871 г. Петипа перенес балет в Петербург, переработав. Музыка тоже пополнилась: так, дивертисмент в последнем акте был написан чисто для петербургской редакции.
«Испанский» балет, чешский композитор и французский балетмейстер. А в итоге – фейерверк!
Видеозапись можете вспомнить любую свою любимую...
А далее пошло сочинение музыки для других балетов Петипа: «Камарго», «Бабочка», «Бандиты» и др. Отзывы на работу композитора были без особого восторга: в лучшем случае «не представляет ничего особенного, но и не портит впечатления, производимого от балета» (про «Бабочку»).
По контракту композитор имел право на полубенефис, он должен был состояться в 1875 г., но так и не состоялся, и композитор даже не получил компенсации, положенной в этом случае. Работодатель всегда был готов работника обмануть и не доплатить – ничего не меняется. Отношения становились все более прохладными: он уже не один раз еле-еле выпрашивал себе отпуск, чтобы уехать за границу. В первый раз отпуск дали, но с договоренностью, что во время него он напишет музыку балета «Камарго». Во второй раз ходатайство долго не удовлетворяли несмотря на уважительную причину: жена Минкуса болела и лечилась за границей, а он не мог быть рядом. Наконец, он отпуск получил и уехал в Австрию, где пробыл дольше запланированного, так как заболел и сам.
Это было в 1876 г., а в 1877 г. они с Петипа создали, пожалуй, вершину своего совместного творчества – балет «Баядерка».
Если мне охота послушать в наушниках (только послушать) какую-нибудь балетную музыку, то я выбираю какой-нибудь из трех балетов Чайковского, но еще чаще – «Баядерку» Минкуса. Я включу, параллельно что-то пишу или читаю, и душа откликается на каждый такт этой мелодичной, ритмичной, упругой, прекрасно оркестрованной музыки. Легко прослушиваю так пол-балета, а то и весь, и параллельное дело легко движется. Да, вопреки привычно-пренебрежительным фразам отдельных авторов о том, что музыка Минкуса не имеет самостоятельного значения… да нет, имеет. Лучшие образцы – имеют. В «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова есть фраза, что оркестр наигрывает попурри из «Баядерки». И я выбор оркестра прекрасно понимаю, а авторы – лица уж точно незаинтересованные в пиаре Минкуса. Музыка легко и логично звучала с концертной эстрады, без балетного представления. И мне она очень нравится. Я, конечно, смотрю совсем не с той высокой колокольни, с которой смотрят люди образованные в искусстве и музыке, но другой у меня и не может быть. Сейчас, на фоне некоторой деградации музыкальной культуры, музыка из прежде не слишком высоких жанров – почти классика. Высоких, программных задач перед балетными композиторами не стояло, и чтобы пересчитать ее реформаторов и пальцев одной руки много. И в заданных рамках из чисто балетных композиторов Минкус – заслуженно самая заметная фигура.
А в 1881 г. наступил черед и третьего известного балета Минкуса… точнее, только фрагментов его, но зато каких! Петипа ставит (не первый раз) версию французского балета «Пахита», некогда поставленного Мазилье на музыку Дельдевеза. Минкус сочиняет новые номера: детская мазурка, па-де-труа и, конечно же, большое классическое па. Целый концертный акт! Есть немало записей советского времени. А сейчас в Мариинском поставлен и весь балет «Пахита». Я привожу видеозаписи, но в этой статье призываю в них обратить внимание и на музыку тоже. Под нее очень приятно танцевать.
Па-де-труа:
Гран-па:
К «Жизели» Адана он, по одной из версий, дописал несколько фрагментов, включая, возможно, обе вариации главной героини. Подробнее можете почитать в другой моей статье.
Пора завершать краткий рассказ о музыке и ее авторе. В 1891 г. должность его упразднили, и Людвиг Минкус покинул Россию, прожив в ней 38 лет. Он вернулся в Вену, и жизнь его потекла в полной безвестности и забвении. Он прожил 91 год (умер в 1917). В годы Второй мировой войны нацисты сравняли с землей все еврейские кладбища, и его могила утеряна. Но скрипач и композитор Людвиг Минкус не забыт, его музыка звучит.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал!