Найти в Дзене
IndexPro

Удаленная работа: какие изменения ожидать в 2021 году

Оглавление

В условиях карантина вопросы, связанные с удаленной работой, вызывают большой интерес. Постараемся как можно подробнее рассказать о том, что ждет «удаленщиков» в свете принятия нового закона о дистанционной работе.

Готовы инвестировать? Воспользуйтесь полной базой данных всех инвестиционных проектов на сайте IndexPro.

Долгожданный закон наконец-то принят

8 декабря 2020 года был подписан закон о дистанционной работе, популярность которой с нынешней весны стала очевидной. Многие потеряли возможность в привычном режиме посещать свои офисы в связи с пандемией, и вопрос «удаленки» остро встал перед сотнями тысяч россиян.

С 1 января 2021 года закон вступит в действие, а пока нужно успеть подготовиться к тому, чтобы принять его условия с наибольшей эффективностью. Попробуем разобраться, в чем заключаются принятые нововведения: что изменится для работников и работодателей, каким образом будет соблюдаться трудовая дисциплина, как подписывать документы и обеспечивать стабильность рабочих процессов.

Удаленка – это постоянно или на время?

-2

Порядок работы может быть основан как на постоянной, так и на временной основе. И в том и в другом случае он будет закреплен трудовым договором и вступит в силу только с согласия сотрудника.

Дистанционная работа на постоянной основе предполагает, что работник не будет посещать офис, а все служебные обязанности будет выполнять удаленно, скажем, у себя дома или находясь в любом месте со свободным доступом в интернет. В случае производственной необходимости работодатель вызывает сотрудника в офис, но для этого ему придется оформить командировку.

Постоянная удаленная работа удобна в тех случаях, когда головной офис находится не по месту жительства работников, – к примеру, для торговых представителей, проживающих в пригороде или даже другом областном центре.

Временное выполнение дистанционной работы также оговаривается в трудовом договоре. Это может быть либо непрерывная удаленная работа, ограниченная сроком 3 месяца или полгода, или же – чередование работы в офисе и за его пределами. Периодичность посещения офиса оговаривается дополнительно и закрепляется в трудовом договоре.

Условия дистанционной работы

Порядок удаленной работы должен быть подробно описан в трудовом договоре или локальном акте работодателя. Распорядок дня, отчет о проделанной работе, размер заработной платы, порядок вызова сотрудника в офис и предоставление отпуска – все эти вопросы должны найти отражение в двустороннем контракте.

Режим работы устанавливает нахождение сотрудника на своем рабочем месте (удаленном или в офисе) в четко ограниченные часы: к примеру, с 9 до 17 часов. Если в этом интервале руководитель не может связаться с сотрудником по телефону или электронной почте, может идти речь о нарушении дисциплины.

В трудовом договоре прописывается порядок предоставления ежедневных (либо по запросу руководителя) отчетов о проделанной работе. Сотрудник также имеет право обратиться к руководителю за дополнительными разъяснениями и указаниями. Заработная плата начисляется по общим правилам и зависит от результатов труда и количества отработанного времени.

Количество дней отпуска для «удаленщиков» остается прежним. В отпуск они уходят по графику, так же, как и раньше во время постоянной работы в офисе. В случае производственной необходимости с обоюдного согласия сотрудника и руководителя возможна корректировка графика или перенос отпуска.

Обязан ли руководитель обеспечивать сотрудников необходимым оборудованием? Узнайте в полной версии нашей статьи.

Порядок подписания документов на «удаленке»

-3

В условиях удаленной работы для передачи информации и подписания документов допускается использование обычных мессенджеров и электронной почты. В порядке вещей становится ознакомление сотрудников с распоряжениями руководства, приказами и инструктивными материалами посредством WhatsApp и Telegram, а также с помощью корпоративной электронной переписки.

Большинство документов можно подписывать простой электронной подписью или использовать любые другие способы, позволяющие идентифицировать работника или руководителя. Исключение составляют лишь три документа, которые требуют обязательной «живой» подписи на бумажном носителе:

  • трудовой договор;
  • договор о материальной ответственности;
  • договор на получение образования (ученический договор).

В особо оговоренных случаях указанные документы подписывают усиленной электронной подписью (с использованием средств криптозащиты).

Переход на электронный документооборот во многом облегчил взаимодействие между сотрудниками и руководством, отдельными структурными подразделениями, а также упростил принятие внутриведомственных решений. Так, к примеру, согласования по утверждению сметы на строительство или закупку партии товаров, которые раньше сопровождались длительной бумажной волокитой, в условиях электронного согласования решаются более оперативно.

Уважительные причины для увольнения «удаленщика»

Удаленная работа имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, у руководителя сохраняется возможность контролировать степень добросовестности подчиненных с помощью ежедневных отчетов или телефонных проверок. С другой стороны, ничто не мешает сотруднику, включив компьютер в 9 часов утра, заниматься личными делами.

Главный критерий качества работы на «удаленке» – конечный результат. Руководитель может «закрывать глаза» на некоторые отклонения в соблюдении режима, если работа при этом не страдает. Но если работник без уважительной причины –болезнь, уход за ребенком, свадьба (при наличии подтверждающих документов) – не вышел на связь 2 и более рабочих дня, он может быть уволен.

Вторая серьезная причина для увольнения – смена постоянного места жительства. Увольнение на основании переезда возможно только в том случае, если в трудовом договоре указана местность, на территории которой должен трудится работник.

Принятие закона о дистанционной работе призвано регламентировать права и обязанности обеих сторон трудового договора и обеспечить высокую эффективность в новых экономических условиях.