Трамваи марки Татра Т3 выпускались в Праге с 1960г по 1999 год. Данные вагоны в основном работали , и продолжают работать на территории бывших Чехословакии и СССР. Около 1000 вагонов данной марки были поставлены в Москву,Киев,Прагу. В Волгограде, Харькове, Одессе, Запорожье данные вагоны продолжают работать вполне успешно, к ним привыкли как работники так и пассажиры. Москва только сейчас стала отказываться от данных вагонов, отправляя их в регионы, в том числе 30 в Саратов.
В Москве в конце 90-х годов решили начать модернизировать вагоны Татра, что бы сделать их более современными и продлить время их работы, работы проводились на трамвайном ремонтном заводе ТРЗ ГУП Мосгортранс. В Саратов пришли модернизированные вагоны версии МТТА - ( Модернизированная Татра ТРЗ Асинхронный привод). Модернизация вагонов Татра Т3 с тяговым приводом переменного тока и асинхронными электродвигателями.
Салон трамвая переделан, и выглядит современно , сиденья аккуратные и мягкие, едет трамвай плавно , но тут многое зависит и от качества рельс, в Саратове особенно в Заводском районе увы с этим есть проблемы. Салон конечно в данной марки трамваев, не такой просторный как в нашем и моём лично любимом КТМ-5, но тоже весьма не плохой, но за счёт проведённых капитальных ремонтов трамвай едет тихо по Саратовским меркам, и это конечно весьма не привычно.
Ходовая часть данного вагона , представляет собой двухосные тележки, которые вращаются свободно вокруг шкворней, которыми они крепятся к кузову, что даёт вагону хорошее вписывание в кривые, и хороший плавный ход на прямых, многие пассажиры 9 маршрута это уже смогли оценить.
Да Татра уже успела сойти с рельс в Заводском районе, но поставив их на маршруты 3,11 думаю это вряд ли случилось бы, увы качеств рельс тут тоже решает, и Саратову нужен ремонт рельс как никогда.
Максимальная скорость данного трамвая 65км/ч , в гору развивает до 50км/ч , мест для сидения 38 , стоячих мест 85 , номинальная вместимость около 120 человек, полная возможная 160 человек. В нашей версии вагонов дверей 3, но бывают и двух дверные вагоны данной марки.
Мнение жителей Саратова разделились по поводу данных вагонов , многие говорят что ступеньки слишком высокие и сложно заходить, кто-то говорит что это просто обычные БУ трамваи которые не лучше и не хуже наших и смысла от них нет, многим они нравится именно из-за плавного хода, после КТМ это реально ощутимо. Так-же многим понравился и внешний вид данных трамваев, и это тоже правда, смотрятся они классно после однообразных Саратовских трамваев, эти трамваи выглядят празднично. Многим водителям вагоны понравились как они говорят хорошо набирает скорость, быстро едет, хорошо тормозит, в кабине есть электроника, мягкие сиденья. Так-же в салоне данных трамваев установлены камеры, что бы не прищемить пассажиров, что тоже весьма удобно.
В итоге хочется сказать что данная поставка большой плюс для Саратова, вагонов с каждом годом становилось всё меньше, потому что провести такой капитальный ремонт как в Москве, у Саратова нет возможности. Эти вагоны немного облегчат острую ситуацию с нехваткой вагонов, для Заводского трамвайного депо это очень актуально. Но главное хочется надеяться что теперь состоится долгожданное продление 9 маршрута в Комсомольский посёлок Заводского района, теперь все ресурсы для этого есть, раньше говорили не хватает подвижного состава теперь он имеется, и это продление привлечёт множество новых пассажиров, что так-же увеличит прибыль СГЭТ, альтернативы трамваю нет и в Комсомольском посёлке тоже, все автобусы оттуда и маршрутки преимущественно идут по проспекту Энтузиастов, а затем по ул.Чернышевского что весьма долго, 9 маршрут позволит сократить время в пути.
Но главная проблема это рельсы, можно какие угодно вагоны ставить, но они все будут сходить с рельс если не делать их ремонт, очень хочется надеяться что ремонт путевого хозяйства по 9 маршруту начнётся, маршрут очень актуальный, но в последнее время по нему много простоев именно из-за состояния полотна чаще всего, если эту проблему устранить маршрут станет сверх идеальным. Обидно другое что снова обделили 11 трамвайный маршрут на нём тоже последние годы наблюдается нехватка вагонов, работают только одиночные вагоны, но и их количество иногда вызывает нарекание. Пос.Солнечный давно уже строится активно, а трамвая становится там меньше, утром 11 трамвай очень сильно переполнен, в одиночный вагон с утра можно просто не влезть! Около 5-8 вагонов Татра можно отправить и на 11 трамвай, для Заводских маршрутов это не будет вредом, а жители Солнечного хоть немного вздохнут с облегчением.
В целом в качестве вывода, я доволен что данные вагоны пришли в Саратов, и они помогут трамвайному хозяйству нашего города. В своё время мне приходилось ездить на данных вагонах в Харькове, в Волгограде, Москве и по моему мнению они весьма комфортные, не хуже наших, хоть я и считаю что КТМ-5 это идеальный и лучший трамвай, но всё же.
Плюс Татры они плавно идут, не так гремят, минус меньший салон не такой просторный. Плюс КТМ большой салон, может вместиться до 220 человек! Выводы каждый пусть сделает сам как проедет. Кстати в следующем году в Саратов возможно поставят новые трамваи марки Витязь, вот это будет настоящий фурор, но опять же как будет с рельсами не знаю.