Итак, мы уже обсудили главных героев романа "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, но, конечно, как всегда, остановиться только на них я не могла. Поэтому сегодня я предлагаю посмотреть на кинообразы менее важной, но не менее обаятельной героини - экономки Торнфильд-холла, миссис Алисы Фэйрфакс.
Впервые Джейн, приехавшая на новое место работы, видит ее у камина за вязанием.
"...у жаркого камина круглый стол; в старинном кресле с высокой спинкой сидит самая чистенькая и аккуратная старушка, какую только можно себе представить, в чепце, черном шелковом платье и белоснежном кисейном переднике, - в точности такая, какой я рисовала себе миссис Фэйрфакс, только менее представительная и более кроткая. Старушка вязала. У ее ног, мурлыча, сидела большая кошка."*
И в дальнейшем миссис Фэйрфакс представляется как одинокая скромная и добросердечная старушка, которая любит тихую размеренную жизнь, уют, ну, и конечно, поговорить.
"Миссис Фэйрфакс оказалась такой, как я и предполагала, - уравновешенной, добродушной женщиной, хорошо воспитанной и неглупой."*
Она неизменно приветлива и ласкова по отношению к Джейн, но ее тихое общество быстро наскучивает мисс Эйр;
"...сидеть в своей одинокой комнатке, а затем беседовать с безмятежной миссис Фэйрфакс и проводить длинные зимние вечера только с ней, с ней одной - одна мысль об этом была способна снова сковать мои силы цепями однообразного и слишком тихого существования, безмятежность и спокойствие которого я уже переставала ценить."*
В романе неоднократно подчеркивается, что миссис Файрфакс, хоть и не глупа, особым умом так же не отличается:
"Миссис Фэйрфакс, видимо, находила, что кто-нибудь должен же быть любезен, и начала говорить сама - как обычно, очень ласково и, как обычно, одни банальности"*
"Добрая старушка" не понимает пикировок Джейн и Рочестера и частично даже боится их, предпочитая или вовсе уходить из комнаты или пытаться их отвлечь разговорами на более понятные ей темы.
Миссис Файрфакс утрачивает свою безмятежность, лишь когда сначала видит целующихся Джейн и Рочестера, а потом слышит об их помолвке:
"Когда я, наконец, вырвавшись из его объятий, подняла глаза, я увидела вдову - бледную, оскорбленную, негодующую."
"Взгляд, устремленный на противоположную стену, выражал изумление безмятежной души, встревоженной неожиданной вестью. Увидев меня, она поднялась, сделала усилие, чтоб улыбнуться, и пробормотала поздравление."*
Старушка никак не может взять в толк, что могло послужить такому странному решению. Она не хочет обидеть Джейн, но ее достаточно узкий кругозор не позволяет понять мотивов мистера Рочестера, поэтому она всячески старается предостеречь девушку:
"Я надеюсь, что все и будет в порядке до самого конца, - сказала она. - Но поверьте мне, тут нужна большая осторожность. Старайтесь не подпускать мистера Рочестера слишком близко, не доверяйте ни себе, ни ему: люди его положения обычно не женятся на гувернантках."*
О судьбе миссис Файрфакс после трагического пожара мы знаем от слуги, которого расспрашивает Джейн:
"Миссис Фэйрфакс, свою экономку, он отправил к родным, но поступил с ней по совести, назначил ей пожизненную пенсию; и стоило - она очень хорошая женщина."*
Итак, что может быть проще, чем изобразить миссис Файрфакс? Достаточно пригласить на ее роль милую харизматичную старушку и, казалось бы, все. Но на деле все не так-то просто, давайте же посмотрим на образы вдовы-экономки, в фильмах и сериалах о Джейн Эйр.
В первой полноценной экранизации романа 1934 года роль добросердечной экономки исполнила Берил Мерсер.
Вообще весь хронометраж в этом фильме разделен несколько странно. Сцен из детства Джейн почти нет, события сильно сокращены, зато присутствуют долгие неторопливые прогулки главных героев (почти без диалогов), и сам темп повествования по современным меркам очень уж неспешный. В такой ситуации, конечно, и миссис Файрфакс пришлось сильно "урезать", в этом фильме она не обладает никакой индивидуальностью и ее легко можно спутать с другими случайными слугами.
В фильме 1943 года экранного времени этой героине досталось больше, а играет ее актриса Эдит Барретт.
Эта миссис Файрфакс получилась вовсе не сердечной и душевной, как должна была бы, а напротив - чопорной, замкнутой и неприступной. С такой не только доверительные разговоры побоишься разговаривать, но и вообще погоду обсуждать.
В фильме 1970 года миссис Файрфакс стала актриса Рэйчел Кемпсон.
А в этом фильме мне сильно не понравились главные герои- Джейн и Рочестер. К сожалению, и актеры второстепенных ролей ушли далеко от своих "книжных" прообразов. Миссис Файрфакс очень деятельная и, судя по всему, отлично держит хозяйство, но сердечности или добродушия в этом исполнении не найти.
Три года спустя, в 1973 году в подробнейшем сериале ВВС, миссис Файрфакс сыграла Мегс Дженкинс.
В этом сериале режиссеры постарались, максимально следовать книжным описаниям. Не во всем им это удалось и даже миссис Файрфакс получилась не совсем канонической: в романе много раз упоминается, что экономка Торнфильда была женщиной невозмутимой и мало что могло заставить ее занервничать. В этом же исполнении миссис Файрфакс переживает и волнуется большую часть своего экранного времени. Ладно, внезапный брак своего хозяина с гувернанткой, но уж мелкие бытовые проблемы никак не должны были взволновать старушку.
В самом известном фильме о Джейн Эйр 1983 года роль миссис Файрфакс исполняет Джин Харви.
К этому исполнению у меня нет никаких претензий: действительно, миссис Файрфакс была представлена кроткой, аккуратной и добросердечной старушкой в милом чепчике, впрочем (что, определенно, к лучшему) без всякой фамильярности - она все же дама достопочтенная.
В экранизации 1996 года в роли миссис Файрфакс мы видим актрису Джоан Плаурайт.
А вот эта миссис Файрфакс помимо немного неуместной химической завивки, отличается от других исполнений как раз- таки излишней сердечностью. Да, по роману вдова была ласкова и добра к Джейн, но она не стремилась заменить ей заботливую матушку, как это было изображено в фильме.
В фильме 1997 года образ миссис Файрфакс на экране воплотила Джемма Джонс.
В этой, на мой взгляд, не самой удачной экранизации романа, замечательные актеры второстепенных ролей. Например, маленькая Джейн мне понравилась даже больше взрослой. Также произошло и с миссис Файрфакс: это тихая, спокойная и добропорядочная женщина (единственный, пожалуй, минус, что старушкой ее назвать язык не поворачивается) с добрыми глазами и лёгкой улыбкой.
Нам остались две самые современные экранизации. В фильме 2006 года играет актриса Лоррейн Эшборн.
На мой взгляд, исполнение получилось несколько суровым. Миссис Файрфакс все же была не такой чопорной и серьезной. Актриса же на эту роль выглядит, как будто она должна полками командовать, а не заниматься вязанием. Но, может быть, я и придираюсь.
В самой последней экранизации романа 2011 года роль миссис Файрфакс исполнила Джуди Денч.
Снова я похвалю этот фильм и настойчиво порекомендую его к просмотру, если Вы ещё не. Хотя бы только ради Джуди Денч! Очень люблю я эту актрису и здесь она совершенно бесподобна, это определенно, одно из лучших, если не самое лучшее исполнение миссис Файрфакс. Ну, замечательная просто старушка-экономка получилась, а как она аккуратно предостерегает Джейн перед Рочестером: "Ах, Вы так плохо знаете мужчин"! Очень цельный образ.
Ну что же, вот мы и подошли к концу. Как оказалось, все так не просто даже с таким, с первого взгляда, несложным персонажем, как миссис Файрфакс. Я могу выделить лишь два самых удачных исполнения: в фильмах 1983 и 2011 годов, при этом я больше склоняюсь к последнему фильму и Джуди Денч.
*"Джейн Эйр" Шарлотта Бронте
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока можно прочитать другие мои статьи о "Джейн Эйр":