Найти тему
Наталья Баева

Что мы делаем здесь, на Дзене?

Ответ как будто очевиден - ОБЩАЕМСЯ. А ещё? Самоутверждаемся? Развлекаемся? Зарабатываем? А виртуальные разговоры с невидимыми собеседниками - это общение или его суррогат?

Сколько вопросов без ответов...

Почему одним из самых суровых наказаний всегда считалось одиночное заключение? Ведь любой из нас иногда так устаёт от людей, что готов заключить себя сам. Но при этом зачем - то оставляем щелочку - интернет... Неужели общение – это то, без чего нельзя прожить?

Оказывается, да. Общение – это обмен информацией, опытом, чувствами. Это – то, что необходимо человеку с момента рождения. При недостатке общения со взрослыми (особенно в возрасте до трёх лет) ребёнок обречён на серьёзные психические отклонения, при отсутствии же общения с людьми человек человеком вообще не становится – его сознание остаётся на уровне животного. Значит, общение – не роскошь, а

одна из базовых человеческих ценностей.

На первый взгляд кажется, что одни люди нуждаются в общении более, другие – менее, ведь очевидно, что для одного естественна роль заводилы, «души компании», другой же тяготится коллективом, ему хорошо с единственным другом. А то и одному. Но – присмотритесь: этот «одиночка», скорее всего, любитель книг. Писатель, герои, созданные им, могут быть интереснее, умнее окружающих людей – а процесс общения – тот же. Получение новой информации, усвоение чужого жизненного опыта, переживание ярких эмоций…

Получается, книга - заменитель жизни, а виртуальные словопрения - заменитель книги?! Получается - да.

Если вокруг нет живых людей - в какой то мере это выход...

-2

А если человек сам пишет книгу или картину – он делится своими мыслями и чувствами с предполагаемым читателем, зрителем, потомком. Общаться можно и с животными, и с природой…

Однако общение не всегда благотворно – можно представить себе ситуацию, когда было бы «лучше меньше, да лучше»…

Очень специфическое объединение людей – подростковая компания. Как бы ни стремился подросток быть личностью, непризнание ровесников он переживает болезненно. А если для признания необходимо курить, пить и т.д., а также иметь в запасе не более двух слов и трёх междометий? И ни в коем случае нельзя учиться чему бы то ни было, чтобы не быть осмеянным? Девять подростков из десяти в ситуации такого выбора

выбирают «общение со сверстниками»…

Навёрстывать упущенное потом приходится долго, мучительно

и, чаще всего, безуспешно. Самое досадное в этой ситуации даже не потерянное время и возможности, а искусственное обеднение общения. После двух – трёх лет, проведённых в таком «обществе сверстников»,

человек вдруг обнаруживает, что ему непривычно, неуютно среди взрослых. И даже среди ровесников, чем – то занятых, чем – то увлечённых. Трудно «вписаться в жизнь», найти не то что другую, более перспективную компанию, но даже и сколько-нибудь приличную работу. Сколько ни утешай сам себя, сколько ни тверди, что «я – нормальный, а они все – ботаники», факт остаётся фактом – способность к общению

атрофирована. Живым людям неинтересен – остаётся зависать

в сетях, общаться под красивым ником и яркой аватаркой…

-3

Но сегодня и это считается выходом! Ведь мы не видим интернет - собеседника, и ничто не мешает ему разыгрывать любую роль. Хорошо ещё, если назовётся рептилоидом с планеты Нибиру, а если просто припишет себе лет хотя бы двадцать - да и попытается общаться со взрослыми на темы, пока не доступные его пониманию?

А мы - то удивляемся, откуда целая армия критиков, которые ограничиваются фразами "Херня!" "Чушь полная!" "Аффторка, убейся ап стенку!" В самом патологическом случае можно получить в личку целую страницу виртуозного мата о том, что у тебя мозгов не было и нет.

Самовыражаются детки, в упоении от возможности хамить безнаказанно.

-4

Что же помогает общению, и что ему мешает?

Предположим неприятную ситуацию – приятель обещал

позвонить вам – и забыл. Звоните ему сами. Можно спросить,

«у тебя всё в порядке?», а можно «чё ты, в натуре….»

Человек ценит, прежде всего, внимание к себе. Изрядная

доля эгоизма присуща каждому – и с этим надо считаться. Не

только письмо, но и разговор лучше начать с вопросов о делах,

здоровье и настроении вашего собеседника. И рассказывать о

своих не раньше, чем он спросит.

Маленький секрет: очень трудно не выслушать, или отказать в

просьбе тому, кто к вам обращается по имени – отчеству. Так

просто создать себе репутацию вежливого, приятного в

общении человека. Только, конечно, отчества надо помнить – и

не путать…

В середине XVIII века в Россию прибыла пятнадцатилетняя девочка –София Августа Доротея Ангальт-Цербстская. С твёрдым намерением – стать когда-нибудь русской императрицей. План фантастический – прав на престол она не имела.

-5

Много лет спустя бывшая «принцесса Фике» сама рассказала в своём дневнике, как она до бессонницы, до ночных кошмаров учила русский язык, а также… имена и отчества всех придворных, их состав семьи, названия их имений, и даже клички любимых собачек. Для того чтобы в любую минуту проявить внимание к собеседнику.

Лицемерие и подхалимаж? Нет, просто знание психологии общения. И ведь сработало – через семнадцать лет немецкая Золушка, так полюбившаяся обществу, была коронована. В историю вошла, как Екатерина II. Великая императрица.

Очень важна при общении уступчивость. Конечно, каждый из нас убеждён, что «может быть только два мнения. Одно – моё, другое – дурацкое». Но – каждый, а не только вы! Сумеете прекратить спор вовремя, пощадите чужое самолюбие – пощадят и ваше.

Этого достаточно, чтобы не получить от общения неприятностей. Но ведь хотелось бы получить ещё и удовольствие? Иногда обстоятельства вынуждают общаться с людьми полузнакомыми, а то и вовсе незнакомыми (в длительной поездке, например). Единственный способ сохранить приятные воспоминания о такой поездке – наладить контакт с попутчиком, исходя из внутреннего убеждения, что человек он – хороший. «Выдать аванс». Почти не бывает людей, которые не постараются такой «аванс» оправдать, не раскрыться с самой лучшей стороны.

Ганс Христиан Андерсен, всем известный сказочник, путешествовал без современных удобств – в почтовом дилижансе, в котором и освещения – то не было, и с наступлением темноты все пытались уснуть, отключиться – а что ещё делать? Но Андерсен затеял с попутчиками игру – попросил

каждого из них произнести по нескольку фраз, а он сочинит о каждом сказку на основании их … голосов!

-6

Почти всем затея показалась нелепым чудачеством – с готовностью поддержали только три девушки. Назвали свои имена – и услышали

чудесную историю – о трёх феях. Огня, воды и воздуха. После этого в игру включились все двенадцать человек – и каждый получил свою неповторимую сказку, в которой главным героем был он сам. На рассвете разглядели удивительного попутчика – и распрощались, как с лучшим другом…

Гений? Конечно. Но ведь и мы с вами – не бездарности…