(3 Цар. 18:1-40)
Одной из наиболее волнующих глав в Библии является 3 Цар. 18. В этой великой главе рассказывается о ряде “очных ставок”. Илия вновь и вновь предстает перед людьми.
ОЧНАЯ СТАВКА С БОГОМ (3 Цар. 18:1, 2)
Прежде всего состоялась очная ставка Илии с Богом:
«По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди, и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (ст. 1).
“В третий год”. Вероятно, это относится к тому времени, когда Илия был в Сарепте. Критики Библии пытаются найти несоответствие меду фразой “в третий год” и указанием в Новом Завете, что засуха длилась три с половиной года. Но Илия провел почти год у Хорафа и около двух с половиной лет (“в третий год”) в Сарепте. Вместе это составляет три с половиной года, в которые была засуха (Лк. 4:25; Иак. 5:17). У народа было более трех лет, чтобы убедиться, что Ваал не может послать дождь. Бог решил, что настало время призвать Свой народ назад к Себе, и снова “было Слово Господне к Илие” . В соответствии со Своим планом Бог был готов предпринять следующий шаг.
Как обычно, Илия повиновался, когда говорил Бог: “И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву” (ст. 2).
ОЧНАЯ СТАВКА С АВДИЕМ (3 Цар. 18:2-16)
В отдельном рассказе повествуется о том, как встретились Илия и Ахав (ст. 2-16). Очная ставка состоялась между Илией и Авдием, который верил в Господа.
Ахав посылает своего слугу Авдия подыскать пастбище для скота Ахава. Занимаясь поисками пастбища, Авдий встречает Илию. Илия велит Авдию, чтобы тот сообщил господину своему: “Илия здесь” (ст. 11). Авдий начинает нервничать, потому что Илия имел обыкновение появляться ниоткуда, а затем быстро исчезать. Авдий боится, что, когда придет Ахав, Илия исчезнет, и Ахав убьет в ярости своего слугу (ст. 9-12). Но Илия успокаивает его: “Жив Господь Саваоф, пред которым я стою! сегодня я покажусь ему” (ст. 15).
ОЧНАЯ СТАВКА С ЦАРЕМ (3 Цар. 18:17-20)
Эта встреча привела к очной ставке с царем: “И пошел Авдий на встречу Ахаву, и донес ему. И пошел Ахав на встречу Илии” (ст. 16). Впервые за более, чем три года, Ахав и Илия стояли друг перед другом.
Чтобы правильно оценить происходящее, давайте вернемся ко второй части ст. 2: “Голод же сильный был в Самарии” . В стране дела шли плохо. Древние верили, что единственным средством, чтобы снять проклятие, было уничтожение того, кто его произнес. Поэтому долгие годы Ахав повсюду искал Илию. Авдий сказал Илие: “Нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя” (ст. 10). И вдруг снова появляется Илия, чтобы предстать перед Ахавом.
Представьте себе Ахава верхом на коне. Перед ним, широко расставив ноги, уперев руки в бока, стоит Илия, самый ненавистный враг Ахава. Ветер шевелит его разодранную в клочья одежду и нечесаные волосы. Ахав рычит: “Ты ли это, смущающий Израиля?” (ст. 17). Иными словами: “Ты видишь высохшую траву и мертвые деревья, отбеленные солнцем кости животных и вопли голодных людей? Это все твоя вина. Ты привел эту землю в такое состояние!” Вместо того, чтобы признать, что его собственный грех навлек бедствие на страну, Ахав во всех бедах Израиля обвиняет Илию.
Такое часто происходит, разве не так? Со времен Эдемского сада люди обвиняют других в своих бедах. Как-то я давал советы одной женщине, у которой муж, когда впадал в ярость, бил кулаком в оконное стекло, а затем высоко поднимал пораненную руку и кричал: “Посмотри, это из-за тебя!”
Но Илия не испугался. Наоборот, он указал на того, кто действительно был виновен: “Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам” (ст. 18). Другими словами, он сказал: “Эта беда свалилась на вас из-за вашего собственного греха!” Давайте на минутку отвлечемся от тех событий и отметим один важный момент. Время от времени люди пытаются ввести в церковное богослужение то, чего нет в Писаниях. Когда другие начинают возражать, то те, кто ввел данное новшество, говорят: “Вам бы только создавать проблемы” (смущать народ)! Так, например, говорят те, кто пытается привнести инструментальную музыку в поклонение. Нам следует остерегаться “производящих разделения и соблазны” (Рим. 16:17). Илия отвечал: “Нет, смущают духовный Израиль те, кто презрел пути Божии!”
Илия повелел Ахаву: “Теперь пошли, и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели” (ст. 19).
Гора Кармил расположена на побережье Средиземного моря, западнее моря Галилейского. “Кармил” значит “сад” или “парк”. Это был самый плодородный участок земли в Северном Израиле. “Гора” Кармил действительно существует в виде хребта длиной около 20 км. Традиционно местом сбора пророков Ваала считается самая высокая точка хребта, современное название которой - Эль Мурака, что значит “место сожжения”. Это место, вероятно, было избрано по нескольким причинам. Многие считали это место священным. Это было “высокое место”, “высота”, где поклонение истинному Богу было заменено поклонением идолу. Таким образом, это место было стратегически выгодным, там было все необходимое для Илии.
Так как в Израиле все отошли от Бога, Илия потребовал прислать туда представителей от каждой семьи. Особенно Илие нужны были лжепророки: 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных (хананейской богини Ашеры - двойника Ваала женского пола). Последние (среди них могли быть и мужчины и женщины) “питались от стола Иезавели”. Они находились под ее личной защитой.
“И послал Ахав ко всем сынам Израилевым, и собрал всех пророков на гору Кармил” (ст. 20). Пророки, о которых здесь упоминается, - это 450 пророков Вааловых (ст. 22). 400 же пророков дубравных не пришли помериться силами. Возможно, Иезавель не пустила их, а Ахаву они были неподвластны.
Почему Ахав выполнил приказ Илии? На это могло быть много причин. Возможно, он был готов на все, лишь бы прекратить засуху. А может, он думал, что 450 пророков Вааловых сделают то, что не в состоянии был сделать он: уничтожат Илию. А возможно, он не смог противиться силе пророка.
ОЧНАЯ СТАВКА С НАРОДОМ (3 Цар. 18:21-24)
Давайте представим себе сцену у горы Кармил, начиная со стиха 21.
С одной стороны - 450 пророков Ваала и их сторонники. Когда мы называем цифру 450, она, возможно, не очень впечатляет, но сравните ее с численностью вашей общины. Это ощутимое количество! А теперь представьте себе этих 450 пророков, хорошо упитанных, с длинными распущенными волосами, одетых в роскошные одеяния из тирского пурпура, расшитые золотом. На груди каждого - отполированный металлический диск, отражающий солнце, которое, как они считали, было троном Ваала. Рядом находился царь со своей свитой.
Обратите внимание, что это был вооруженный лагерь. Скоро пророки Ваала начнут колоть себя ножами и копьями (ст. 28).
Тысячи израильтян были свидетелями этому: среди них были самые именитые люди, начальники и многие другие. (То место, которое традиционно считается местом, где разворачивались описываемые события, вмещает тысячи зрителей). Толпа, должно быть, смотрела на все голодными глазами. Многие, я уверен, были истощены за три с лишним года засухи.
А с другой стороны - один человек, Илия, грубый, неотесанный посланец Бога Всевышнего. Но не надо испытывать жалости к Илие. Он был Божьим человеком в Израиле, выполняющим Божье дело, и был он там по заданию Бога.
Соотношение было не 450 к 1 или 1000 к 1. Можно сказать, что соотношение это составляло 1000 к 1 плюс Бог. “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31).
Илия управлял ситуацией. В этой главе Илия много выступал. И каждый раз, когда он говорил, чувствовалась властность; обычно высказывания носили форму приказа. Он приказал Авдию: “Иди и скажи Ахаву, я здесь” . Он приказал Ахаву: “Собери всех вместе у горы Кармил” . Позже он приказал пророкам Вааловым: “Положите на алтарь тельца” . Он приказывал как людям, так и царю. Илия управлял ситуацией.
Помните об этой истории, когда вам приходится одному стоять за Бога дома, на работе или в школе. Если вы знаете, что в точности выполняете Божий замысел, то тогда вы полностью сможете управлять ситуацией.
Пусть эта сцена стоит перед вашими глазами, когда мы будем рассматривать личное противостояние Илии и народа израильского. Когда Илия начал свою речь на горе Кармил, он обращался не к пророкам Ваала и не к царю, а к народу. Пытаться обратить пророков Ваала было безнадежным занятием, Илия и не думал этого делать. Он хотел, конечно, повлиять на царя, но сначала он обратился не к Ахаву. В тот момент его забота была о народе - колеблющемся, готовом пойти на компромисс народе Божьем.
Илия сказал им: “Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте” (ст. 21). Представьте себе человека, хромого от рождения или в результате несчастного случая, так что у него одна нога короче другой. В метафоре, использованной здесь, одна нога символизирует поклонение истинному Богу, другая же - служение Ваалу. Это не совместимо! Илия говорит: “Решайте, что вы выбираете. Время принять решение! Вы должны решить, какой дорогой идти!”
Сегодня становится популярным смешение религий - немного христианства, кое-что из восточной религии и много мистицизма. И вот такие, как их называют, “синкретические религии” привлекают много людей. Бог, однако, “никогда не принимал синкретической религии”. Израильтяне пытались соединить поклонение Яхве с поклонением Ваалу, и выражающий волю Бога сказал: “Это невозможно! Вы должны идти или с одним, или с другим! Примите решение, какой дорогой идти!”
Каков же был ответ толпы на этот вызов? “И не отвечал народ ему ни слова” (ст. 21). Многие из присутствующих должны были знать, что Илия прав; они должны были знать, что Господь осудил поклонение Ваалу и все другие формы идолопоклонства. Они знали, что им нечего было сказать в свое оправдание. А с другой стороны, они сами были не готовы посвятить себя Яхве со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они просчитывали ситуацию. С одной стороны - один-единственный человек, с другой - 450 пророков Ваала, плюс царь и его свита. Итак, они ничего не ответили.
Я часто являлся свидетелем этому; возможно, и вы тоже. Когда вы занимаетесь с кем-либо по Библии, вначале он с вами обсуждает некоторые отрывки, возможно, даже спорит с вами. Но, в конце концов, наступает время, когда он знает, что ему нужно делать; он знает, что вы можете ответить на любое его возражение при помощи Писаний. Тем не менее, он не готов принять решение, и тогда он отказывается отвечать - и где-то внутри вас появляется червячок ноющей боли. Именно так поступили израильтяне. “И не отвечал народ ему ни слова” .
Но Илия действовал решительнее, чем кто-либо из нас действовал бы в подобной ситуации. У него был план:
«И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя Бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (ст. 22-24).
Илия по-прежнему обращался к народу, а не к пророкам Ваала. Бог послал Илию дать дождь (ст. 1), но этого не произойдет, пока не будет хоть какого-либо признака народного раскаяния. Итак, Илия сделал предложение.
“Я один остался пророк Господень” , - начал он. В то время в некой пещере скрывалось сто человек пророков Господних (ст. 13), но Илия был единственным, кто выполнял на тот момент работу пророка. Он начал объяснять, в чем заключалось его предложение: “Пусть пророки Вааловы дадут нам двух тельцов” . Так как эти лжепророки находились под защитой царя, они могли пойти на ближайшее пастбище и привести пару тельцов. Телец являлся одним из символов Ваала. “Пусть они выберут себе одного” , - продолжал Илия. Внешне все преимущества были на стороне Ваала. “Затем рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца” , - продолжал давать указания Илия. Конечно, обычно, когда приносили жертву, поджигали дрова под жертвой. Но последовал решающий довод Илии: “И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог”.
Первый вызов Илии - отсутствие дождя в течение нескольких лет - был брошен Ваалу. Считалось, что Ваал - бог природы. Когда громыхал гром, предполагалось, что это говорил Ваал. Кроме того, те, кто поклонялся Ваалу, верили, что солнце - трон Ваала. Когда появлялось солнце, они громко славили Ваала. Если Ваал - действительно бог природы, то послать огонь с небес для него - сущий пустяк.
Вызов, брошенный Илией, поразил воображение израильтян. Может быть, некоторые вспомнили, как Бог Яхве послал с небес огонь, когда Моисей установил скинию (Лев. 9:24), а также при посвящении храма Соломона (2 Пар. 7:1). Это должна была быть “битва богов”! “И отвечал весь народ и сказал: хорошо” (ст. 24).
ОЧНАЯ СТАВКА ДВУХ РЕЛИГИЙ (3 Цар. 18:25-29)
Впервые Илия заговорил с пророками Ваала: “Выберите себе одного тельца, и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте” (ст. 25).
Сначала Илия обращался к народу, потому что именно о нем он заботился больше всего; кроме того, поступая так, он поставил ловушку пророкам Ваала. Илия не спрашивал, кажется ли им его предложение справедливым, и хотят ли они делать это. Они должны были или пойти на условия Илии, или признать перед людьми свое поражение; Илия приказывал им.
В наше время мы являемся свидетелями печального зрелища неистовствующей, но пустой религиозности.
На нас по-человечески воздействует полное буйства и энергии духовное шоу в области религии. Мы говорим: “Наверняка, эта или та группа людей права. Посмотрите на то, что они делают. Взгляните, какие они важные. Они такие деятельные!” Нет, это еще не деятельные. Представить себе деятельных людей вы могли бы, просидев пять, шесть или семь часов, наблюдая за представлением, которое устроили пророки Ваала!
«И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали» (ст. 26).
Из светских источников мы можем достаточно точно реконструировать картину того, что делали пророки Ваала. Все началось с возгласа: “Ваале, услышь нас”, затем они начали свой танец, раскачиваясь из стороны в сторону. Завывания становились все громче: “Ваале, услышь нас”, а танец - все неистовее. Они вихрем кружились вокруг алтаря, то подбегая к нему, то отбегая назад. Головы были низко опущены, неподстриженные волосы мели по земле. Они довели себя до экстаза, выкрикивая: “Ваале, услышь нас!” Это продолжалось несколько часов: с утра до полудня.
Наступил момент, когда безумие их могло стать заразительным, люди могли последовать за ними. Однако, Илия опередил события: “В полдень Илия стал смеяться над ними, и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется” (ст. 27).
Этот стих очень насмешлив: Илия постарался вызвать сказанным смех. Однако, он имел право так сказать. Те, кто поклонялся идолам, представляли своих языческих богов в виде увеличенной копии самих себя, и на них проецировали свои человеческие качества. У их богов были человеческие страсти, и их часто изображали со всеми отправлениями человеческого организма.
Стараясь рассмешить, Илия ставил перед собой необычайно серьезную задачу. Его цель была удержать израильтян от безумства, образно говоря, ушатом холодной воды. Фактически он говорил людям: “Разве это не смешно?”
“Кричите громче! Если вы правы, и Ваал - ваш бог, то в том, что нет ответа, виноват не он, а вы. Вы кричите недостаточно громко. Вы должны привлечь его внимание!” - издевался он.
“Может быть, он... занят” . Еще лучше: поглощен чем-либо. Представьте себе мужчину, смотрящего трансляцию футбольного матча по телевидению, а жена пытается привлечь его внимание. Может быть, Ваал “болеет”!
“Может быть, он... в дороге” . Наверное, он на зимний период отправился в теплые края. “А, может быть, и спит, так он проснется” . Должно быть, он принял лишнюю таблетку снотворного!
Насмешки Илии достигли желаемого результата. Илия удержал израильтян от впадения в транс и в то же время привел в ярость пророков Ваала!
«И стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения» (ст. 28, 29).
Наступила вторая и третья стадии в исполнении обряда поклонения Ваалу. Завывания лжепророков Вааловых перешли в пронзительные демонические вопли. Они начали колоть себя острыми инструментами, и по их телам потекла смешанная с потом кровь. Если бы вы стояли рядом в то время, когда они бесновались, вы были бы забрызганы этим кровавым потом.
Они стали “бесноваться” (так в синодальном переводе, хотя в древнееврейском оригинале употреблено слово “пророчествовать”). Если вам интересно узнать, что они делали, вы можете пойти посмотреть, что вытворяют в таких случаях харизматы. Они начали выкрикивать бессвязные, бессмысленные фразы - некоторые это называют “экстатическими высказываниями”. Это была сцена хаоса и всеобщей истерии.
Наконец, они упали на землю, 450 измученных пророков, их красивые одежды после шести или семи часов сумасшествия были грязными и мокрыми от крови и пота. О них можно сказать лишь одно: чтобы быть способными сделать это, нужно быть в хорошей физической форме.
Затем последовал печальный комментарий: “Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха” (ст. 29).
Я хотел бы сказать об искренности. Принято считать, что в религии самым важным моментом является искренность. Для людей не так важно, во что верит человек, и что он делает в религиозном плане, главное, чтобы делал он это искренне. Взгляните на пророков Ваала, валяющихся в грязи: вот вам олицетворение искренности. Но все было напрасно. Оказывается, недостаточно быть искренним, надо быть искренне правым согласно тому, что написано в Библии .
РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ В ОЧНОЙ СТАВКЕ (3 Цар. 18:30-35)
Наступила очередь Илии. “Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему” (ст. 30). Без сомнения, за последние шесть или семь часов люди разбрелись. Илия снова собирал их вместе.
“Он восстановил разрушенный жертвенник Господень” (ст. 30). Они разрушили жертвенник Господень и построили жертвенники Ваалу и Ашере. И вот сейчас Илия восстановил жертвенник Господу. Илия восстанавливал. Он не дал нового закона, он восстанавливал старый. “И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое” (ст. 31).
Не десять камней, представляющих десять колен Израилевых. Он взял двенадцать камней - по числу всех колен. Люди разделились, но Бог хотел, чтобы они были одним целым. Без сомнения, по Божьей воле Илия возвратился к тому времени, когда все двенадцать колен были известны, как Израиль.
«И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен. И положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды, и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз. И вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою» (ст. 32-35).
Я не знаю точно, что это за мера - “сата зерен”, но очевидно, что это большое количество. Я также не знаю, насколько большими были ведра, но в одном мы можем быть уверены: после того, как были вылиты на жертвенник двенадцать ведер, он промок насквозь.
В этом месте критики обычно саркастически хмыкают: “Три с половиной года стояла засуха, а они все-таки нашли столько воды!” Однако, рядом находился поток Киссон (ст. 40), который подпитывался бесчисленными ключами. Эта река течет и сегодня. По-арабски он называется “река кровавой резни”. В Палестине это вторая по важности река после Иордана. Кроме того, гора Кармил возвышается прямо на побережье Средиземного моря. Морская вода непригодна для питья, но нет ничего лучше, если надо что-то намочить.
Зачем надо было обливать водой жертвенное животное и все вокруг? В доказательство того, что все было без обмана, что естественным путем зажечь огонь было невозможно. Языческие жрецы не брезговали прибегать к обману, хитростям, как например, незаметно пронести горящие угли в храм к дровам. (Истории известен один такой случай, когда жрецы вырыли под жертвенником яму и посадили туда жреца, чтобы в подходящий психологический момент “чудодейственным” образом зажегся огонь. Однако, находясь в непосредственном соприкосновении с горящим пламенем, поглощающим кислород, священник задохнулся до того, как смог выполнить задание).
Илия намочил все вокруг. Он готовил людей к принятию решения.
ОЧНАЯ СТАВКА В МОЛИТВЕ (3 Цар. 18:36-39)
И вот Илия снова стоит перед Богом. Пророки Ваала завывали шесть или семь часов кряду. А Илия произнес простую молитву в двух стихах. Не было никакой истерии, были лишь вера и надежда.
«В время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (ст. 36, 37).
“И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве” (ст. 38). Толкователи часто утверждают, что это была молния. Однако, мы знаем, что это не была обычная молния, по крайней мере, по двум причинам: (1) она сожгла камни и землю и т.д.; обычная молния не может сделать этого, и (2) она ударила с безоблачного неба (ст. 43). Прошло много времени с тех пор, как я ходил в походы и разводил костры, но я знаю, что камни не годятся для разведения огня, а земля может быть использована для того, чтобы его потушить. Между тем, огонь Господень пожрал камни, и прах, и все! Какое, должно быть, это было зрелище! Те, кто бывал в тех местах, рассказывают, что огонь можно было видеть на расстоянии многих километров - даже в Изрееле, где находилась Иезавель (3 Цар. 18:46; 19:1)!
Какой эффект это произвело на толпу? “Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог” (ст. 39). “Господь” написано с большой буквы и поэтому означает священное имя Бога (это перевод древнееврейской библейской записи имени YHWH, которое принято читать “Яхве”). Люди кричали: “Яхве - Бог!” Ваал - не Бог; Яхве - Бог! Впервые за многие годы, имя Яхве было на устах людей. И в тот момент нерешительность ушла!
ИТОГ ОЧНОЙ СТАВКИ (3 Цар. 18:40)
В завершение нашего рассказа нам необходимо прочесть ст. 40: “И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там” . Иосиф Флавий добавляет, что люди сами сделали это, “подстрекаемые Илией”.
Мы поражены этой кажущейся жестокостью. Давайте рассмотрим некоторые замечания: Закон велел убивать лжепророков (Втор. 7:1-5; 13:13, 14). Это должен был сделать царь, но он этого не сделал; фактически эти пророки находились под его защитой. Илия еще раз продемонстрировал, что люди должны соблюдать законы Божьи.
Давайте взглянем на эту же ситуацию и с другой стороны: народ был поражен злокачественной опухолью. А как врач лечит раковую опухоль? Он не удаляет лишь часть ее. Он пытается удалить опухоль полностью. Он даже захватывает близлежащие ткани. Чтобы вылечить пациента, он должен удалить ее всю. Именно это пытался сделать Илия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глава 18 волнует и заставляет задуматься: для Израиля это было “время решать”. Сегодня это время наступило и для нас.
Всех людей, присутствовавших на горе Кармил, можно разделить на три группы, которые всегда можно выделить, когда вместе собирается достаточно много народа.
Прежде всего, это такие люди, как Илия, которые полностью преданы Богу и посвятили себя исполнению Его воли. К сожалению, такие люди всегда в меньшинстве. Однако, это те, кого может использовать Бог, те, кого Он ищет. А что, если бы Бог сегодня пришел на богослужение в поисках мужчины, женщины, мальчика или девочки, которых Он мог бы использовать? Мог бы Он подойти к вам, указать на вас и сказать: “Вот тот, чье сердце со Мной; вот тот, кого Я могу использовать для служения?” Мы благодарны Богу, что в церкви есть такие люди: мужчины и женщины, мальчики и девочки, готовые в одиночку выступить за правое дело, если будет нужно.
Вторая группа - такие, как пророки Ваала, кто обременен грехом и предан неправедности. Илия даже не пытался обратить таких людей. Это печально, хотя и правда, что всегда находятся такие люди. Нет нужды говорить с такими людьми об их душах. Они прослушали столько проповедей, что истина просто скатывается с них, не задерживаясь. Если вы пытаетесь заговорить с ними, они отвечают: “Оставь меня в покое! Нечего мне проповедовать!”
Есть и третья группа, самая многочисленная из всех: эти - как сыны Израилевы, с раздвоенной моралью, хромающие на оба колена. Они не очень плохи, но и не хороши. Именно к таким людям обращался Илия, именно о них была его забота. Это к ним он взывал и требовал принять решение.
Разве это не правда, что многие из нас - духовно хромые люди? Тот вызов, который бросил давным-давно Илия, касается каждого из нас. Решите, наконец, кому вы будете служить! Если ваш бог - власть, забудьте о Боге и служите власти. Если ваш бог - популярность, забудьте о Боге и служите популярности. Если ваш бог - деньги, забудьте о Боге и служите деньгам. Но если ваш Бог - Яхве, тогда служите Ему! Вы должны принять решение: “Никто не может служить двум господам” (Мф. 6:24).
Как это было бы чудесно, если бы вы именно сегодня полностью посвятили себя Господу и сказали: “Господь есть Бог; Господь есть Бог!” В равной степени замечательно, когда только один или одна решит посвятить свою жизнь Господу и пойдет работать или учиться, чтобы приносить пользу на Божьей ниве.
Никакой чудодейственный огонь не придет с небес, чтобы помочь вам принять решение, но мы изучаем Слово Божье и верим в силу его (Рим. 1:16). Иеремия говорит, что Слово Его “подобно огню” (Иер. 5:14; 23:29; Плач Иер. 1:13). Разве вы не чувствуете, как оно пылает в вас?
Я надеюсь, вы обязательно скажете: “Слово Божье истинно! Господь есть Бог! И я должен повиноваться Ему!”