Играть в оркестре - хорошо. А в камерном ансамбле - ещё лучше!
С этим утверждением согласится если не 100% музыкантов, то 90 - уж точно.
Доказательство: вместе музицировать интереснее и веселее; в ансамбле каждый инструмент ведёт свою партию, поэтому есть возможность проявить себя, "продать талант"; желание участвовать в создании интерпретации исполняется быстрее; нет авторитарного дирижёра. Совместное музицирование особым способом сближает исполнителей между собой и публикой: можно увидеть и блеск глаз, и почувствовать энергетику, настроение людей, и максимально воплотить в жизнь задуманные идеи.
К этому можно добавить, что для музыканта, долгое время проработавшего в оркестре, возможность поиграть в камерном ансамбле всегда приносит пользу: наконец-то можно услышать звук своего инструмента, а не соседа по пульту)
Когда основное место работы - оркестр, то "поиграть камерную музыку" возможно только по собственной инициативе. И если найдутся единомышленники, которые будут не против приходить на репетиции в свободное от основной работы время.
Из истории жанра известно, что в XVI-XVIII вв. было принято, модно устраивать домашние концерты с небольшим количеством исполнителей. Чаще всего это были родственники, одно семейство. Ну а вся семья, даже если она большая, не может постоянно совершенствоваться в игре на музыкальных инструментах ("заниматься" нужно постоянно, иначе издаваемые звуки будут не очаровывать, а пугать слушателей). Кто-то должен и щи варить! Это, если говорить "о количестве" исполнителей примитивно.
Но по сути, пять веков назад в Европе было чёткое разделение музыки на церковную (звучала на богослужениях) и светскую, которую исполняли во дворцах и в комнатах. Постепенно традиция домашнего музицирования оформилась в отдельный жанр, жанр "камерной музыки" - от латинского camera "комната".
Сегодня основа репертуара камерного ансамбля - это сочинения композиторов-классиков: струнные квартеты и трио Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, квартеты Чайковского, Дворжака, Мендельсона, Равеля, Брамса. Это сонаты, квинтеты, секстеты... Репертуар огромный, играть - не переиграть!
За годы работы в Международном оркестре Сычуаньского университета культуры и искусства я вместе с дочкой и друзьями "подняли" не одно сочинение из большого мира камерной музыки. Это были разные составы: струнный секстет Чайковского, струнный квинтет До мажор Шуберта, квартеты Чайковского, Равеля, Дворжака, фортепианные трио Мендельсона , Рахманинова, вариант для квартета "Времена года" Вивальди...Много программ показали китайским товарищам))
Все эти произведения - шедевры мирового музыкального искусства, сложные технически, масштабные (квинтет Шуберта, например, звучит около часа), глубокие, очень красивые, мечта любого исполнителя.
Сейчас в работе есть несколько сочинений, программа большого концерта на 2 часа. Будет звучать музыка Рахманинова, Франка, Дворжака и Пьяццоллы. Программа получилась разнообразной, чтобы китайские зрители не заскучали.
При подготовке к концерту необходимо не только хорошо выучить свою партию, отрепетировать, но и изучить произведение с точки зрения истории создания, жанровых особенностей, стиля композитора, образной сферы и т.д.
Сегодня предлагаю вместе со мной начать подготовку к концерту, сфокусироваться на "Элегическом трио" соль минор С.В.Рахманинова. Нужно освежить в памяти, хотя бы тезисно...
- В жанре фортепианного трио у Рахманинова 2 сочинения: №1 соль минор и №2 ре минор;
- Состав инструментов: скрипка, виолончель, фортепиано;
- "Юношеское", написано 1891 году, когда композитор был ещё студентом Московской консерватории;
- В произведении видны аналогии с фортепианным трио Чайковского "Памяти великого артиста" (сходство главных партий, трагичность образов, общее в названии, замысле);
- Понятная сонатная форма: контрастные темы развиваются логично, кульминации подготовлены; кода - итог, жаль только, что слишком короткий (но по форме-подходящий);
- Трио № 2 ре минор - уже Памяти великого художника П.И.Чайковского
- Первое исполнение трио №1 соль минор: январь 1892 года;
- Первые исполнители: С.Рахманинов - фортепиано, А.Брандуков - виолончель, Д.Крейн - скрипка;
- В произведении ещё не достигнуто совершенство композиторской техники, но уже есть характерные черты творческого облика композитора: мелодическое начало, взволнованность, лирическая природа тем, песенный склад, трагизм; главная партия - в миноре, а побочная - в мажоре; патетические интонации; контрасты в сопоставлении лирики и патетики; изложение фортепианной партии (виртуозная, насыщенная).
- После успешного первого исполнения произведение было забыто на долгие годы, а партитура считалась утерянной;
- После долгого перерыва было исполнено в СССР в 1945 году в концертах, посвящённых Рахманинову;
- Издано в 1947 году;
- Трио №1 теперь занимает достойное место в концертном и педагогическом репертуаре музыкантов;
- По большому счёту, Рахманинов не проявлял интереса к камерной музыке. Его наследие в этом жанре: 2 части струнного квартета, 2 фортепианных трио, соната для виолончели и фортепиано;
- Камерно-вокальный жанр интересовал композитора больше. Им написано 83 романса.
- Свои художественные идеалы композитор выражал в фортепианной музыке;
- Композиторский стиль Рахманинова оказал влияние на мировую музыку ХХ века, создавался на принципах московской и петербургской школ, с опорой на традиции западноевропейской музыки.
Известно, что С.В.Рахманинов был образцом, эталоном для многих поколений пианистов. Его игра отличалась глубиной исполнения, вниманием к интонации, "пением на фортепиано".
В своей работе по подготовке к концерту мы будем опираться на эти отличительные черты. По природе струнных инструментов (виолончель, скрипка) задачу с "пением" надеемся решить быстро.
А пока предлагаю послушать "Элегическое " трио №1 соль минор С.В.Рахманинова: