Генералы и офицеры Александра I
Шкала чинов и порядок чинопроизводства военнослужащих российской армии были разработаны еще императором Петром I в 1722 году в документе, известном как «Табель о рангах». На протяжении 18-го века эта система неоднократно подвергалась изменениям; некоторые чины переименовывались или переводились в другой класс. Тем не менее, основы распределения старшинства чинов к началу наполеоновских войн в целом сохранились почти в том же виде, который был утвержден еще первым российским императором. Вне зависимости от ведомственной принадлежности, все чины по старшинству по-прежнему разделялись на генеральские (I - V классы), штаб-офицерские (VI - VIII классы) и обер-офицерские (IX - XIV классы). Наиболее важными изменениями по сравнению с петровской редакцией стали: исчезновение из V класса, считавшегося переходным от штаб-офицеров к генералам, чинов бригадира и премьер-майора гвардии (в этом классе остался только флотский чин капитан-командора), а так же то, что в гвардии обер-офицерские чины поднялись до VIII-го и даже VII-го (штаб-офицерских) классов.
Градация чинов по классам указывала на положение военнослужащего в армейской иерархии и определяла его служебные обязанности. Так, обер-офицеры (титуловались «Ваше благородие») командовали взводами и ротами. Штаб-офицеры (титуловались «Ваше высокоблагородие») – батальонами и полками. Генеральские чины IV и III классов (титул «Ваше превосходительство») давал право руководить бригадами и дивизиями. Генералы родов войск ( II класс) титуловались «Ваше высокопревосходительство» и командовали корпусами. Фельдмаршалы (тоже «Ваше высокопревосходительство») командовали армиями. Однако старшинством чина определялись взаимоотношения не только на службе, но и в общественной жизни. Каждый офицер имел право не только на соответствующие чину титулование, но и почести во время церемоний, официальных приемов, званых обедов и т. п. Чином определялось число полагавшихся военным денщиков, пышность ливреи слуг и даже число лошадей в упряжке. Жена считалась состоявшей в том же чине, что и муж.
Любопытно то, что при тщательном регламентировании взаимоотношений между лицами разных чинов и званий, в России к моменту воцарения Александра I единой системы знаков различия чинов практически не существовало. Имелся лишь небольшой ряд общих отличий обладателей классных чинов. На принадлежность лица к командному составу указывали: шелковый, шитый серебряными нитями поясной шарф, серебряные кисти на форменной шляпе, и еще серебряный офицерский темляк на шпаге или другом холодном оружии владельца. Да, в форму офицеров входил так же горжет – вешавшаяся на шею нагрудная металлическая пластина, изначально предназначавшаяся именно для указания звания. Но к концу 18-го века этот предмет превратился просто в элемент украшения, по которому уже было невозможно определить чин владельца. Положение усугубляло и то, что горжеты никогда не входили в форму гусар и казаков. Именно из-за бесполезности горжетов император Павел I отменил их у егерей, и планировал вообще отказаться от этого элемента формы.
Взошедший на престол император Александр I , сохранив в неприкосновенности уже имевшиеся отличия командного состава, ввел в русских войсках форму нового образца, соответствующую современной европейской моде. В частности, в качестве парадного головного убора в 1808 году был утвержден кивер, который имитировал ставший в Европе в начале 19 века крайне модным цилиндр. На офицерском кивере крепился еще один, новый отличительный знак - серебряный офицерский репеёк, внешне несколько различавшийся у обер- и штаб-офицеров. В это же время новый император ввел (по французскому образцу) в форму офицеров жесткие эполеты на обоих плечах (до этого русские офицеры носили мягкие матерчатые погоны). Однако, в отличие от французских, русские эполеты не имели никаких знаков званий; по ним можно было определить только принадлежность военнослужащего к разряду обер- или штаб-офицеров (эполеты обер-офицеров были без бахромы, а штаб-офицеров – с бахромой). Функция указания званий была возвращена восстановленному в форме офицеров горжету. Теперь форма и деталировка горжетов были жестко регламентированы, отступления от регламента не позволялись. На протяжении всего времени наполеоновских войн горжет продолжал оставаться фактически единственным средством различения чинов российских офицеров. Только с 1827 года, когда новый император Николай I ввел знаки различия офицеров в виде звездочек на эполетах, горжет утратил свою роль и вновь превратился в декоративный элемент офицерской формы. Но это - уже другой период истории, который мы сегодня не рассматриваем…
«Александровские» горжеты изготавливались в двух видах: более широкие для гвардии, и узкие - для армии. Гвардейские знаки имели в центре имперского двуглавого орла, сидящего на склоненных знаменах, а по краям – дату Нарвского сражения, в котором впервые прославилась гвардия Петра I . На армейских горжетах был только орел в центре, без знамен под ним. Но на этом различия и кончались. Отделка серебром и позолотой, по которой и определялся чин офицера, была одинаковой и на гвардейских и на армейских горжетах и соответствовала определенному званию. Так, горжеты низшего класса офицерства – прапорщиков – были полностью серебрёными. Горжеты подпоручиков имели золоченую окантовку. У поручиков окантовка оставалась серебрёной, а позолотой покрывался орел в центре. Серебрёные штабс-капитанские горжеты имели и золочёную окантовку, и золочёного орла. А высший у обер-офицеров капитанский чин обозначался золочёным горжетом с серебрёнными орлом и окантовкой.
Поле штаб-офицерского горжета было золочёным, серебрились только отдельные элементы отделки. Так, на майорских знаках серебряным был лишь орел, а у подполковников серебрилась только окантовка. Горжет полковника был полностью золоченым.
ФОРМА ОФИЦЕРОВ
Как уже говорилось, офицеры российской армии делились на две категории: обер-офицеры (звания от прапорщика до капитана) и штаб-офицеры (от майора до полковника). И те и другие носили общую форму: двубортный темно-зеленый (в легкой пехоте цвет был более светлым) мундир фрачного типа с фалдами и стоячим воротником, белые лосины, заправлявшиеся в сапоги (в походе заменялись серыми длинными рейтузами навыпуск). По поясу мундира офицеры повязывали шелковые, прошитые серебряными нитями шарфы, концы которых свисали вниз на левом бедре. Во время войн 1805–1807 гг головным убором русских офицеров была двуугольная шляпа с перьевым султаном (черным у линейной пехоты, зеленым – у легкой и белым у кавалерии). Воротники, обшлага и погоны на мундирах офицеров этого периода были разноцветными и соответствовали цветам, утвержденным за инспекцией, к которой был прикреплен данный полк.
После заключения Тильзитского мира (1807 г) император Александр под впечатлением от французских мундиров внес ряд изменений в форму своих войск. В частности, как уже говорилось, в русской армии были введены кивера по французскому образцу, а офицеры получили вместо погон жесткие эполеты. У обер-офицеров поле эполета обвивалось двойным рядом витого жгута. У штаб-офицеров по краям эполет свисала золоченая бахрома. Заметно изменилась и форма воротника – он стал более низким и застегивающимся спереди на крючки.
Одновременно была отменена разноцветная отделка мундиров по инспекциям. Теперь воротники и обшлага рукавов всех пехотных линейных полков стали однообразно красными (легкой пехоты – зелеными, артиллерии – черными); полки различались теперь цветными погонами и эполетами, указывавшими место полка в дивизии (номер дивизии нашивался на погоны и эполеты). Исключение было сделано для гренадерских полков: все гренадеры носили красные погоны (офицеры – красные эполеты), на которых была вышита «шифровка» - начальная буква названия полка.
Кроме парадной и походной формы офицеры могли использовать вне строя и повседневный длиннополый сюртук, который был свободнее и удобнее парадной формы. При сюртуке офицер надевал не тяжелый и громоздкий кивер, а легкую двухугольную шляпу или введенную накануне войны 1812 г мягкую фуражку с козырьком. Зимой офицеры носили шинели с пелериной на плечах; многие предпочитали кутаться в теплые кавказские бурки с мягкими покатыми плечами.
Штатным оружием российского офицера в 1812 году являлась шпага обр. 1798 года, однако во время боевых действий офицерам не воспрещалось (хотя и не приветствовалось) вооружаться за свой счет саблями по собственному выбору.
ГЕНЕРАЛЫ
И пехотные, и кавалерийские генералы российской армии носили одинаковую форму высочайше утвержденного генеральского образца: двубортный темно-зеленый мундир фрачного типа с фалдами и стоячим воротником; на ногах белые лосины и высокие ботфорты тяжелокавалерийского образца (в походе лосины заменялись прочными длинными серыми рейтузами навыпуск). Воротник, обшлага рукавов и клапаны карманов генеральского мундира расшивались золотыми дубовыми листьями. На плечах генералы носили золоченые эполеты, обрамленные толстой крученой бахромой.
Талию генералы (как и остальные офицеры) несколько раз обертывали шелковым, прошитым серебряными нитями шарфом, который завязывался на левом боку; концы шарфа свисали вниз на левом бедре. Генералы не носили ни киверов, ни горжетов, как остальные офицеры; головным убором генералов была шляпа «двууголка». От шляп офицеров генеральская двууголка в период первой войны против Наполеона отличалась перьевым плюмажем, оторачивавшим края шляпы; но в 1809 году император ее отменил, а взамен ввел на генеральских шляпах петлицу особой формы, обшитую золочёным или серебрёным витым шнуром. Венчал шляпу султан из свободно свисающих петушиных перьев. У генералов инфантерии (пехоты) он делался из черных перьев с добавлением оранжевых и белых; пехотные генералы носили шляпу поперек головы. А генералы кавалерии имели султаны из белых перьев с добавлением оранжевых и черных; шляпу они носили вдоль головы.
Чепраки и чушки (крышки кобур) на генеральских лошадях делались из медвежьего меха и украшались Андреевскими звездами. Пехотным генералам и генералам тяжелой кавалерии (кирасир и драгун) полагались шпаги, генералам легкой кавалерии (улан, гусар и казаков) – сабли.
Генералы гусарских частей и генералы – шефы гусарских полков носили форму не генеральского образца, а гусарскую форму своих полков, которая отличалась от офицерской более обильным, сложным и тонким шитьем.
Организация французской и русской армий в 1812 г.
Наполеоновские войны: виды российской пехоты
Наполеоновские войны: русская тяжелая кавалерия
Наполеоновские войны: русская легкая кавалерия
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.