Дочь католических монархов и первая жена Генриха VIII, Екатерина Арагонская была королевой, очень любимой англичанами, но ее муж развелся с ней, потому что она не дала ему сына, которого он хотел.
Абель Медичи
Летом 1501 года инфанта Екатерина Арагонская, младшая дочь католических монархов, отправилась из Испании в Англию, чтобы никогда не вернуться в родной дом. Позади она оставил свое детство и любимую Гранаду с ее прекрасной крепостью Альгамбра, (о которой я писала на своем канале ранее) в которой она поселилась, когда город только что был завоеван ее родителями. Родители решили, что английский принц был подходящим кандидатом в мужья, чтобы сплести брачный союз с недавно основанной династией Тюдоров и выступить общим фронтом против Франции, их великого соперника.
Ее мужем должен был стать Артур Тюдор, первенец английского короля Генриха VII и, следовательно, наследник престола. Екатерина происходила из старого английского королевского дома Ланкастеров по линии матери и принесла большую легитимность молодому правлению Тюдоров. Но не прошло и года с ее приезда, как ее муж умер от загадочной болезни, которую в его время называли английским потом из-за сильного потоотделения.
Принцесса, вдова, королева и разведенная .
Смерть наследника поставила Генриха VII перед двойной проблемой: с одной стороны, его второй сын - будущий Генрих VIII - все еще был несовершеннолетним, а с другой стороны, если бы он отправил Екатерину обратно к своему отцу Фернандо, ему бы пришлось расстаться с полученным приданым. До принятия решения, принцесса должна была оставаться в Англии. Так Екатерина прожила в Англии на весьма неясном для себя положении долгих семь лет, в течение которых она служила послом своего отца. Она получила очень хорошее образование, говорила на разных языках и, согласно свидетельствам летописцев, того времени, была не только образованной, но и умной в вопросах политики.
В 1509 году Генрих VII скончался, и на престол взошел его сын Генрих VIII . Одним из его приоритетов было жениться как можно раньше и получить наследника, чтобы обеспечить преемственность династии Тюдоров. Поэтому он принял решение взять в жены Екатерину. Несмотря на то, что каноническое право запрещало мужчине жениться на вдове своего брата, было сделано исключение. Согласно свидетельствам самой Екатерины, брак не был заключен: Генрих основываясь на этом, настоял на своем праве жениться на Екатерине. Годы спустя он использовал именно этот контраргумент в качестве аргумента и повода для развода, заявив, что брак был проклят как «недостойный в глазах Бога».
Тот факт, что у Екатерины было шесть беременностей за девять лет, свидетельствует о важности и актуальности вопроса о престолонаследии для Генриха VIII. К несчастью для королевы, только один из детей дожил до взрослой жизни, девочка, родившаяся в феврале 1516 года. Десятилетия спустя она правила под именем Мария I, хотя история помнит ее под дурным именем «Мэри Кровавая».
Отсутствие наследника и влечение Генриха к Анне Болейн, фрейлине королевы, породило идею избавления от жены в сознании короля. Для этого ему требовалось разрешение папы Климента VII, который отказывался его давать. Екатерина была теткой императора Карла V, захватившего Рим в 1527 году, и противодействие ему поставило бы его будущее и, возможно, его жизнь в опасность. Несмотря на настойчивость Генриха, папа решил отложить свое решение как можно дольше, запретив английскому королю вступать в повторный брак до тех пор, пока он не получит его разрешения. Но в итоге цена этого отказа оказалась очень дорогой, так как привела к отделению Англии от Римской церкви. В 1533 году Генрих женился на Анне Болейн, и Екатерина, с унижением, была понижена до статуса «вдовствующей принцессы Уэльской» на основании своего предыдущего брака с принцем Артуром.
Любимая королева .
На самом деле Екатерина Арагонская была больше любима своими подданными, чем мужем. Как инфанта, она получила как религиозное, так и гуманистическое образование и считалась набожной и чуткой королевой. Он начал программу помощи бедным и регулярно делала пожертвования на благотворительность, особенно в праздничные дни. Она получила много сочувствия со стороны англичан, когда публично умоляла о пощаде некоторых из тех, кто участвовал в беспорядках против фламандских иммигрантов в мае 1517 года, «из христианского милосердия» к их женам и детям».
Также при дворе Генриха VIII ее уважали, и было немало тех, кто более или менее открыто пытался ее поддержать. Мария, родная сестра короля, пыталась убедить его пересмотреть свое решение, а также Томас Мор, который в то время был лордом-канцлером Англии и заплатил за свое сочувствие к королеве своей жизнью. Даже среди врагов ее уважали, хотя и не любили. Томас Кромвель, человек, который подготовил Генриха к женитьбе на Анне Болейн, сказал о ней, что «если бы не ее пол, она могла бы бросить вызов всем героям мировой истории ".
Екатерина считалась одной из самых просвещенных королев своего времени не только из-за ее культуры, но и из-за ее интереса к образованию. Несмотря на свое религиозное образование, она была открыта для новых идей и гуманистических тенденций и переписывалась с такими значимыми личностями, как Эразм Роттердамский. Она был покровителем таких авторов, как Хуан Луис Вивес, валенсийский гуманист и философ, которому было поручено написать книгу об образовании христианских женщин, которая в то время вызывала большие споры из-за защиты права женщин на обучение. Эта книга стала пособием по воспитанию единственной дочери Екатерины-Марии.
Несмотря на навязчивую идею Генриха VII I иметь наследника мужского пола, Екатерина очень заботилась о воспитании Марии, своей единственной выжившей дочери, которая, как и ее мать, выучила говорила на разных языках. Ее отец никогда не рассматривал ее в качестве кандидата на престол, но ее подготовка оказалась решающей для восхождения на него в 1553 году. Когда Екатерина была отлучена от двора после развода, король запретил им встречаться если они не признают Анну Болейн как новую королеву. Это было условие, от которого обе они отказались. Мать и дочь больше не встречались.
7 января 1536 года Екатерина Арагонская скончалась в уединении в замке Кимболтон, недалеко от Кембриджа. Она была похоронена в соборе Питерборо. Король Генрих не присутствовал на похоронах и запретил своей дочери Марии присутствовать. Ее просто похоронили как «вдовствующую принцессу Уэльскую», хотя до конца своих дней она продолжала считаться единственной законной королевой. По сей день на ее могилу продолжают приносить цветы и открытки, а каждое 29 января в ее честь проводится католическая месса, что особенно необычно для англиканской церкви. Из всех жен Генриха VIII она, несомненно, была самой любимой при жизни и, возможно, после смерти.
Если вам понравилась публикация-подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.
Завтра мы продолжим рассказ о женах короля Генриха VIII. На очереди самая яркая избранница короля Анна Болейн.
Спасибо, что дочитали до конца.
Помните, я пишу только для Вас.