Занятия по ИЗО можно считать своего рода веселым побегом от строгого мира диктантов и формул в мир фантазии. Но как быть, если ребенок совсем не демонстрирует выдающихся талантов к рисованию, переживая, что рисует хуже всех в классе?
Вместе с профессиональными художниками мы составили 4 самых важных правила для родителей, которые хотят помочь ребенку добиться заметных результатов в изобразительном искусстве.
№1. Рисовать может каждый!
Учителя, берущие новый класс, чаще всего сталкиваются с фразой «Я не умею рисовать». В этот момент важно разъяснить ребенку, что рисование и творчество в целом – это не всегда реализм с безукоризненным воспроизведением фигуры человека или животного.
Рисовать можно как угодно и что угодно. Другое дело, что не у каждого ребенка есть желание этим заниматься.
Привычный набор – альбом с карандашами или стандартными акварельными красками – привлекает к творческим занятиям далеко не каждого школьника. Поэтому специалисты рекомендуют начинать эти занятия с более «креативных» материалов, в числе которых:
- Пластилин
- Гуашь
- Акварельные кисточки-маркеры (более легкий и увлекательный способ начать заниматься акварелью)
Ключевое: разрешите ребенку вытворять с этими материалами все, что вздумается, не пытаясь указывать на ошибки – во всяком случае, первое время.
№2. Не получается – изобрети по-своему!
Крайне распространенная ситуация: ребенок в обычной или, тем более, в художественной школе, очень боится совершить ошибку и сделать «неправильно» – ведь за этим, вероятно, последует плохая оценка.
Необходимо дать понять ребенку, что у художников не бывает «некрасиво» или «неправильно». Скажем, если у него не получается нарисовать кота реалистично, стоит изобрести этого самого кота заново – и так, чтобы это получилось убедительно.
Убедительность и яркость образа важнее реалистичности.
№3. Убедительность
Здесь важно сделать акцент – в любом творчестве, детском или профессиональном – существует огромное количество подходов и школ. Сказать, что какая-то лучше – нельзя. И, конечно, никто никого не обязывает к строгому соблюдению анатомии или перспективы.
Если упомянутый выше нарисованный кот воспринимается зрителями именно как кот – при всей возможной причудливости или необычности – то это кот. Задача выполнена.
В конце концов, обратите внимание, как много эффектных нарисованных персонажей в популярной культуре состоят из самых простых форм.
№4. Ошибки – это хорошо
Чем старше становится человек, тем больше он сдерживает себя и свою фантазию.
Особенно, если речь идет про тех, кто получил художественное образование с академическими представлением о «хорошо» и «плохо». Такие люди нередко, уже будучи подростками, отказываются от радикальных экспериментов и начинают творить по шаблону.
Очень переживая и раздражаясь от любой ошибки. Вплоть до полного отказа от творчества.
Поэтому, как ответственный родитель, вы должны объяснить, что ошибка – это неизбежный спутник эксперимента. Что невозможно найти свой стиль и создать что-то интересное, не наделав ошибок.