Найти в Дзене

"Слепок" - невозможно понять, но обязательно нужно увидеть

Оглавление
"Слепок. Фильм в пяти эпизодах, для пяти композиторов, пяти хореографов и Дианы Вишневой"

Московская премьера фильма "Слепок" прошла 31 мая в кинотеатре "Октябрь". "Слепок" - это фильм, в котором знаменитые залы ГМИИ им. А. С. Пушкина "оживают" с помощью хореографии и музыки.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

Фильм "Слепок" – это кросс-медийный проект, объединивший изобразительное искусство, современный танец, музыку и кино. Его главным героем и одновременно материалом стало тело человека.

Над этим мультикультурным проектом совместно работали прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, хореографы ее фестиваля Context, сотрудники ГМИИ им. А. С. Пушкина, Aksenov Family Foundation и режиссер Андрей Сильвестров.

Идея создать такой фильм пришла авторам во время весеннего локдауна в 2020 году. Музей стоял одинокий и "застывший" без посетителей. Танцоры, хореографы, съемочная группа тосковали по работе и творчеству. Именно в такой тяжелый для всех период талантливые люди из совершенно разных сфер объединились и создали "Слепок".

Но обо всем по порядку.

А что я увидел?

"Слепок" условно можно разделить на 7 частей: эпиграф, "Древнюю Грецию", "Рим", "Гибель Античности", "Средние века", "Возрождение" и эпилог. Основные эпизоды фильма соответствуют знаменитым залам ГМИИ им. А. С. Пушкина. Пересказывать сюжет и хореографию этих эпизодов бессмысленно. Едва ли кто-то сможет сформулировать сюжет лучше, чем это сделали сами авторы проекта в либретто и интервью. Лаконичное либретто обязательно поможет зрителю понять основную идею и тематику каждого из эпизодов.

Все хореографы самостоятельно выбирали историю и сюжет для своего эпизода. Видимо, поэтому все части фильма получились не похожими друг на друга.  Насколько каждый зал "Пушкинского" по-своему самобытен, настолько же каждый эпизод, снятый в его стенах, получился уникальным. Одни эпизоды получились более динамичными, другие более пластичными. Но это различие совсем не мешает фильму, а только подчеркивает особенность и значимость каждой страницы в истории нашей цивилизации.

Во время премьеры "Слепка" директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак посоветовала зрителям не думать и наслаждаться процессом. Марина Девовна, конечно, лукавит. Перестать думать, прекратить искать смыслы и наслаждаться фильмом может только человек, который обладает знанием. Только в таком состоянии обыватель может расслабиться, отпустить себя и приостановить поисковый механизм своего мозга.

Именно поэтому я призываю каждого зрителя перед просмотром "Слепка" изучить контекст. Если вы хотите понять "Слепок", увидеть историю, которую хореографы и композиторы рассказывают в фильме, то обязательно читайте либретто и смотрите интервью с хореографами . Хореография, музыка и залы "Пушкинского" могут открыть путь в новый мир только после домашней работы. А как вы хотели? Только просвещенные смогут понять фильм без специальной подготовки.

Что для нас слепок?

"Что для нас слепок? Эта копия, память истории или ее интерпретация? Фильм «Слепок» - наше размышление на эту тему. Сочетание мыслей и идей разных поколений, разного опыта. Мы сложили в нем эпохи, направления искусства, структуры танца, кинематографические приемы и даже по-новому услышали звуки музыки, пригласив к сотрудничеству современных композиторов." - Диана Вишнева

Константин Семенов передает "Древнюю Грецию" через мифологию. Зритель угадает в танцорах медузу Горгону, "три грации" во время суда над Парисом, хоровод Диониса. В какой-то момент танцоры складываются в фронтон Парфенона! Хореограф детально продумал каждое движение. Отсылки к известным многим со школы мифам Древней Греции впечатляют. Особенно эффектно выглядит начало: медуза Горгона издает жуткий крик, от которого фигуры в зале застывают и превращаются в скульптуры.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

Андрей Короленко представляет "Рим" через войны и завоевания. Эпизод начинается с необычного ракурса: танцоры, как Ромул и Рем, буквально выползают из под скульптуры Капитолийской волчицы. Весь эпизод наполнен борьбой, символизирующей постоянные завоевания Римской Империи. В героях можно увидеть гладиаторов. Танцоры изображают внешнюю и внутреннюю борьбу человека. Борьбу за свободу. Борьбу за величие.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

Александру Фролову достался греческий дворик. В "Гибели Античности" он передает через танец разрушительную силу общества и человека. Танцоры в движениях вторят скульптурам, когда-то разрушенным варварами. Они словно теряют свои конечности и ломают сами себя изнутри. Музыка в этом эпизоде резкая и сверлящая. Она передает надломленность человека и скульптур. Интересно, что разрушителем в этом эпизоде является как общество, история, так и сам человек.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

Лилия Бурдинская в "Средних веках" строит эпизод вокруг женщин и их положения в обществе. Монахини? Ведьмы? Или самые обычные женщины? Каждый зритель сам отвечает себе на этот вопрос. Движения в танце передают средневековое мировозрение, направленное к Богу. В какой-то момент девушки складываются в скульптуры средневекового портала, архитектурно оформленного входа в здание. Сам танец одновременно похож на "охоту на ведьм", церковный ритуал и мистическое заклинание. Эпизод настолько точно передает средневековую мораль и традиции, что вызывает внутри какое-то отвращение и неприятие.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

Анна Щеклеина передает "Возрождение" через танец в круге. Круг одновременно является частью зала и символизирует ренессанс. Человек после тысячелетия средневековья наконец-то снова вернулся на круги своя, к исходным античным традициям. Основную часть эпизода танцоры находятся внутри круга. Мужчина и женщина испытывают всевозможные эмоции от радости до печали. Они прекрасны во всех своих проявлениях! Человек - центр мироздания.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

"Слепок" наполнен интересными хореографическими, музыкальными и операторскими находками. Фильм содержит множество отсылок к истории, искусству, музею. Некоторые отсылки считываются легче, чем другие. При этом полностью понять такой глубокий фильм с первого раза просто невозможно! Кажется, что при очередном просмотре можно найти что-то новое для себя. И при этом так и не разгадать до конца все загадки, заложенные создателями.

Путеводная нить

Отдельного внимания заслуживает линия Дианы Вишневой. Балерина символизирует путеводную нить, связывающую все эпохи с настоящим. Диана - генетическая память, преемственность поколений. Она ходит из зала в зал и буквально впитывает в себя достояние человечества. С помощью движений Вишнева передает главную ценность и содержание каждого зала музея. Интересно, что эту идею с путеводной нитью балерина предложила сама.

"В сочетании и сравнении, в переходе от прошлого к будущему — основная философия фильма. Нам удалось поймать ощущение настоящего, проводя зрителя сквозь время. Пластика античных и древних скульптур, которая хранит память первозданного танца, соединилась с хореографией будущего" - Диана Вишнева

Кульминацией фильма становится танец Дианы Вишневой на ступеньках центральной лестницы ГМИИ им. А. С. Пушкина. В движениях она попеременно и параллельно передает все залы и эпохи: красоту и разрушительность Античности, борьбу Рима, разрыв старой формы и религиозность Средневековья, возвращение к истокам и величие Возрождения.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru

Я назову планету именем твоим

С самого первого дня, когда Диана Вишнева объявила о проекте в своем Instagram, я не сомневалась в успехе "Слепка" ни на секунду. Было понятно, зрителей ждет нечто прекрасное.

Дело в том, что имя Дианы Вишневой на афише или среди авторов проекта уже давно является знаком стиля и качества. Ее международный фестиваль "Context" или Студия балета - примеры работы уникального для России содержания и качества. Проекты Вишневой от и до проработаны и продуманы. Балерина вкладывается в них и сердцем, и душой.

Лилия Бурдинская и Диана Вишнева.
Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Лилия Бурдинская и Диана Вишнева. Фото с сайта https://film-slepok.ru

Именно таким проектом получился и сам "Слепок". Уже в первом публичном заявлении о "Слепке" Диана сообщила об открытии сайта проекта. Сам факт создания отдельного сайта под культурный проект - явление для России пока не характерное и приятное. Обычно зрителю, желающему понять хореографию или задумку создателей, приходится собирать такую информацию по крупинкам из редких интервью и пресс-релизов. Не в этот раз. В этот раз зритель мог подготовиться!

На сайте "Слепка" есть вся необходимая информация: от истории создания проекта до интервью с хореографами. Пользователь сайта может изучить красивое и лаконичное либретто, купить билет и подсмотреть за процессом создания фильма. Отдельные слова благодарности создателям сайта за его эстетику и удобство!

Я много лет восхищаюсь и боготворю Диану Вишневу как величайшую балерину современности. А сейчас идеальный момент, чтобы поблагодарить Диану за ее проекты. Диана Вишнева - это идеальный пример того, как в России в результате частной инициативы одной балерины и при финансовой поддержке других создается продукт наивысшего качества. На заметку некоторым государственным театрам, музеям и фестивалям.

Диана Вишнева в ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото Александра Гулинова
Диана Вишнева в ГМИИ им. А. С. Пушкина Фото Александра Гулинова

Диана Вишнева - это планета, на которой творится современное искусство. Планета, на которой современному художнику и творцу ничто не мешают. Планета, на которой созданы все условия для творчества и самовыражения.

P. S.

Я намеренно не буду раскрывать все "секреты" фильма. Некоторые особенно удачные решения должны остаться в тайне! Именно в такие моменты сердце замирало...

Еще я намеренно не буду сравнивать "Слепок" с другими кросс-культурными проектами, которые делали в музеях других стран. Все создатели "Слепка" от режиссера до танцоров из России. Таким образом, "Слепок" - это уникальный проект для России и для ее создателей. Будет правильным сравнивать этот проект с аналогичными, которые обязательно еще появятся в России. Отдельно хочу отметить, что "Слепок" будут показывать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

Хочется пожелать Диане Вишневой и фестивалю Context не останавливаться на достигнутом. Таких мультикультурных проектов, поисков новых форм должно быть больше. К нашему счастью современная Россия не только кузница молодых талантов, но и наследница замечательной культуры. Музеи России, ждите! Может быть, в следующий раз повезет именно вам.

Фото с сайта
https://film-slepok.ru
Фото с сайта https://film-slepok.ru