В 1960-м году СССР сбил над своей территорией самолет-разведчик U-2, чем очень удивил американцев, но еще больше их огорчил, ведь в руки советских инженеров попала остатки уникального высотного самолета.
После того как полеты над Советским Союзом больше не могли оставаться безнаказанными, в США стали запускать над нашей территорией беспилотные аэростаты, а в СССР приступили к разработке самолета, который мог бы эти аэростаты сбивать, поручив задание ОКБ Мясищева.
В 1982 году первый полет совершил М-17 «Стратосфера», но вот беда, к этому времени аэростаты уже никто не запускал, а картинку получали с помощью спутников фоторазведки.
Но отказываться от такого самолета было расточительно и М-17 превратился в М-55 "Геофизику", созданным для воздушной разведки и целеуказания ракетным комплексам "Искандер".
Однако в эпоху поздней перестройки это было не актуально, а после самолет спасли европейские партнеры, которым самолет стал нужен для исследований верхних слоев атмосферы.
Итальянцев можно было понять. М-55 использует два Д-30-10В, те самые, что ставились на Ту-144 и способен летать на высотах в 22 километров при загрузке научным оборудованием на 2600 кг.
Пилотируя "Геофизику" летчик Олег Адольфович Щепетков дважды пересёк трёхсоткилометровую «озоновую дыру» в Антарктиде, что позволило получить совершенно уникальные данные об этом природном явлении.
М-55 самолет одноместный и пилотировать его способен лишь летчик исключительно высокой квалификации.
Пилот располагается внутри герметичной кабины, но давление внутри нее равносильно таковому на семикилометровой высоте и спасает пилота гермокостюм, похожий на скафандр космонавта.
Поскольку полет может продолжаться более 5 часов, летчик должен питаться и он ест космическую пищу из тюбиков. Для этого в шлеме предусмотрен специальный гермопроход.
Поскольку М-55 имеет очень высокое аэродинамическое качество, увести самолет самолет с высотного эшелона трудно. Как только пилот направляет нос машины вниз, "Геофизика" начинает разгоняться и вновь набирает высоту. Для того, чтобы снизиться, пилоту приходится кратковременно выпускать шасси. Лобовое сопротивление растет и самолет идет вниз.
Шасси- одно из самых проблемных мест М-55.
Из-за требований по весу пришлось сделать их небольшими и при интенсивном торможении они серьезно греются. Поэтому на рулежке самолет всегда встречает пожарная машина и окатывает шасси из брандспойта.
Сегодня борта «Геофизики» пестрят стикерами, рассказывающими о бурной научной жизни самолета. Надеемся, что со временем и х станет лишь больше.
Мы в YouTube
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉