Найти тему
Вестник Кавказа

Ко дню искусства: нужен ли Пушкин в XXI веке?

Начиная с 2012 года, 15 апреля ежегодно в мире отмечают Всемирный день искусства. Международная ассоциация искусства (IAA), которая является инициатором праздника, выбрала дату неслучайно. 15 апреля родился великий итальянский живописец, скульптор, писатель, философ, математик и научный новатор - Леонардо да Винчи.

К этой дате мы решили вспомнить величайшего русского поэта, разобраться, чем же он настолько хорош и актуально ли его творчество сегодня.

Наш век - время бессмысленных и беспощадных крайностей и усложнений в нравах и в искусстве. Все, что претендует на интеллектуальность, обязано быть невероятно трудным для понимания и девиантным. А все, что ясно и гармонично, заранее получает клеймо "примитивного" и "обывательского".

Жертвой такого подхода стали и книги Пушкина. Хотя во время соцопросов россияне всегда называют "наше все" в числе любимейших писателей, в повседневной жизни редко кто читает его. Особенно, заметим в скобках, после того, как на уроках литературы Александра Сергеевича навязывают детям чуть ли не до тошноты. А зря: Пушкин не так прост, как кажется.

Взять, к примеру, "Капитанскую дочку", которую вряд ли кто-то открывал после окончания школы. Вроде бы, что может быть интересного в этой максимально незатейливой повести? Однако если забыть все, что нам говорили учителя, и взглянуть на нее как бы впервые, бросается в глаза, что главный герой - это настоящий нравственный эталон. Петр Гринев изумительным образом каждый раз совершает выбор, который не противоречит ни его совести, ни чести, ни долгу. Он умудряется пройти по лезвию этической бритвы так, чтобы сделать все возможное для своих близких - и не нарушить присягу. Никаких противоречий между личным и общественным, никаких болезненных расколов и надрывов, внутренний мир Петруши ясен и чист.

При этом Гринев нисколько не ходульный персонаж, он абсолютно живой, у него нет готовых решений, ему знакомы колебания, и даже, когда на военном совете у Пугачева ему грозит смерть, он чуть было не поступается убеждениями, но все же справляется со слабостью. Отметим особо, что, несмотря на возвышенные мысли и поступки, герой напрочь лишен самолюбования и тем более тщеславия, более того, склонен относиться к себе (и к окружающему) с юмором.

Строг, чист и гармоничен также общий тон повествования, это особенно ярко видно в нынешнюю эпоху, когда психическое здоровье в искусстве считается чем-то неприличным. Рассказ о страшных событиях ведется абсолютно спокойно, без гнева и предубеждения. И хотя, конечно, поведение Швабрина и пугачевских злодеев осуждается, но даже за этим осуждением видится нечеловеческое всепрощение и любовь к человеку как таковому.

Мир "Капитанской дочки", как и мир Пушкина в целом, - воплощение истины, гармонии и "золотой середины". Быть может, скоро наступит время, когда уставшие от скоростей, технологий и хайпа люди нашего времени начнут стремиться к чистым источникам, и именно Пушкин поможет им утолить жажду прекрасного.

Не согласны? Выскажитесь в комментариях!

Елизавета Перелыгина, специально для "Вестника Кавказа"