Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Мифы и реальность Павла Пепперштейна

Оглавление

Отец Павла Пепперштейна — художник Виктор Пивоваров, один из основоположников московского концептуализма (наиболее яркие представители — Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов). Многие дальнейшие шаги в его художественной жизни были обусловлены детством в кругу московских концептуалистов, а также их многочисленных друзей — от Вениамина Каверина до Ильи Кабакова. Последний вместе с Виктором Пивоваровым разработал ставший позже традиционным для концептуализма жанр художественного альбома — как правило, наполненного графическими и текстовыми иллюстрациями жизни вымышленных персонажей.

Творческий стиль, когда концепция, идея, высказывание становятся важнее формы, характерен для концептуального искусства в целом. Можно выделить ряд так называемых мифов, которые формируют художественный стиль Пепперштейна и прослеживаются на протяжении всех его творческих периодов.

«Человек как рама для ландшафта»

Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва
Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва

Серия работ «Человек как рама для ландшафта» кардинально меняет один из основных постулатов классической живописной схемы. Человек как символический центр пейзажа здесь уступает место ландшафту, который его поглощает. Пепперштейн заявляет не просто о слиянии человека и ландшафта, но о полном растворении ландшафта и человека, причины и следствия.

Гангстерские сюжеты

Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва
Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва

Гангстерские сюжеты появились еще в детских рисунках Павла Пепперштейна. Постепенно графические работы все больше становятся похожи на комиксы или напоминают кадры из художественных фильмов. Они становятся иллюстрацией общехудожественного подхода Павла Пепперштейна — все серьезное и трагическое у него обязательно проходит через восприятие условного «ребенка», что заставляет зрителя по-новому увидеть привычные вещи. Так и здесь: гангстеры трансформируются из угрожающих персонажей мира реального в фантасмагорические «игрушечки» с пистолетами-муляжами — таких привычнее увидеть среди необычных механических созданий Гофмана или среди героев японского аниме.

Джеки О.

Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва
Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва

Один из самых устойчивых мифов в творчестве Павла Пепперштейна — Джеки О. — одновременно самый реальный персонаж. Серия работ художника связана с именем Джеки Кеннеди-Онассис. Обстоятельства ее жизни, а также убийства в 1963 году ее мужа, американского президента Джона Кеннеди, Пепперштейн исследовал со всей дотошностью. Результатом стали «Тайные рисунки Джеки О.» и сложная история связи всех участников тех событий, которую Пепперштейн рассказывает зрителю посредством графических работ.

Политический дискурс

Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва
Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва

Политический дискурс — область, которая сама по себе Павла Пепперштейна интересует мало. Но изобразительный язык политических карикатур и политического мифотворчества занимает в творчестве художника значительное место. Особенно его интересует идея некоего обще- или надгосударственного саммита, идея объединения мировых сил за общим столом. В данном случае миф приобретает символическое выражение в виде круглого стола, покрытого цветочным орнаментом. Он в буквальном смысле «расползается» цветочным ковром по всем поверхностям, убеждая в мысли, что только подобное объединение на общемировом уровне приведет к «процветанию» всего человечества.

Орнамент

Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва
Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва

Сам по себе орнамент — часто используемый элемент в работах Пепперштейна. По мнению художника, орнамент обладает автономной красотой и полноценным содержательным потенциалом. Зачастую он дополняет изобразительный узор текстом, который становится неотъемлемой частью орнамента. Игра с текстом в целом традиционна для концептуального искусства.

Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва
Фотография с выставки Павла Пепперштейна «Человек как рама для ландшафта». Музей современного искусства «Гараж», Москва

Об этом свидетельствует и библиотека, организованная Пепперштейном. Здесь художник уходит от традиционного сакрального отношения к книге, заменяя его постмодернистским варьированием устоявшихся канонов. Внешне библиотека выглядит в высшей степени академично. Однако у книг в тяжеловесных кожаных переплетах с золотым тиснением совершенно неожиданные названия: «Сухие тропы», «Морская черепашка» или даже «Бубулик». По мнению Пепперштейна, такое несоответствие «внешнего» и «внутреннего» делает текст самоценным элементом, без привязки к исторической художественной мысли.

Благодарим куратора выставки «Человек как рамка для ландшафта» Екатерину Иноземцеву за помощь в подготовке материала.

Фотографии предоставлены организаторами выставки.