Сегодня речь пойдёт о "бюджетных" авиакомпаниях, или лоу-кост (от англ. low cost - низкая стоимость). Конечно, большинство из нас слышали про "Победу", многие ей летали. Кто-то остался доволен, кто-то - не очень, тем более, что часто бывает, что дешевле, комфортнее и проще долететь обычными "S7" или Аэрофлотом.
Но "Победа" - не единственный бюджетный перевозчик, а по всему миру таких компаний - сотни. И многие возят реально очень дешево.
Чем лоукостер отличается от обычной авиакомпании
И те, и другие оказывают одну и ту же услугу - перевозку пассажиров воздушным транспортом. Но экономическая модель совершенно разная: если обычная а/к старается обеспечить комфорт и удобство, закладывая всё в цену билетов, то лоукост-компания дробит билет на отдельные услуги, и продает их по отдельности. А заодно пытается также, отдельно и дешево, закупать услуги своих поставщиков.
За счет чего получается дешево?
(Вы можете пропустить эту часть, если Вам не интересна теория, а сразу хочется узнать, как слетать подешевле).
Бизнес авиакомпании - это очень сложная экономическая модель. В большинстве авиакомпаний сидят большие финансовые отделы, а для расчетов применяется ИИ и сложные алгоритмы. Но если стоит задача сделать "базовый" билет максимально дешевым, при этом не прогореть, то экономия строится на следующем:
Салон
В самолетах бюджетных линий нет первого или бизнес-класса, только эконом. При этом его делают "потеснее", уменьшая шаг установки кресел, и делая спинки фиксированными. Если каждый ряд просто уплотнить на 2 см, никто даже не заметит, а в конце салона появится 6-12 лишних мест. А если не на 2 см, а на 5?
В "бюджетных" авиалиниях используется небюджетная обивка из натуральной кожи. Дело в том, что любой текстиль или кожзам изнашивается "в труху" за полгода, а кожа служит 3-5 лет, ремонтопригодна, и людям нравится.
Услуги
Все привыкли, что в самолете куча всего "бесплатного": обед, плед, наушники, влажные салфетки, наборы для детей... На самом деле, даже если вам всё это даром не сдалось, вы уже заплатили. Обед стоит 500-700 рублей, к примеру. А если продавать это отдельно? Как ни странно, люди заплатят.
Если отказаться от предоставления питания за деньги - убираем кухню, и можно поставить еще 6 сидений.
Наземное обслуживание
Неважно, летает самолет или стоит, за него приходится очень много платить аэропорту и хендлингу. Стоянка, буксировка, противообледенительная обработка, мойка, электричество, трапы, терминалы, служба безопасности... список очень длинный.
Лоукост-компании летают не в большие, удобные и развитые аэропорты, а в региональные - от них дольше добираться, там нет аэроэкспресса, зато Вы летите за 10-20 евро. В Париже - вместо CDG будет аэропорт Бовэ в 80 км от города, например.
В России это не работает, потому что у нас либо большие, либо очень очень далеко. Условный "Жуковский" не особо работает на нашей земле. В Кубинку не прилетишь. В Питере - ну нету альтернатив Пулково.
Внуково дешевле, чем Шереметьево, но всё равно дороговато. Поэтому Победа - не Easyjet и не Soutwest.
Лоукост-авиакомпании стараются также обеспечивать очень быстрый разворот рейса. У обычной а/к это час-полтора, лоукост успевают за 30 минут. Для этого убираем карманы сидений (не надо проверять), а уборку делаем пореже и силами стюардесс.
Для пассажиров эта экономия выражается еще и в том, что на рейс выделено меньше стоек регистрации, иногда стойка - платная (печатайте посадочный дома!), а вылеты - ночью.
Маршруты
Обычно лоу-кост рейсы - короткие, 2-4 часа. Для такой модели бизнеса - это идеально, так как более короткие или более длинные требуют больших расходов. Они отлично связывают города и моря Европы, США и Москву с Волгоградом, но вот на Кубу или в Доминикану не летают. Кроме того, для них важна хорошая и регулярная наполняемость: если самолет не "набит" хотя бы на 90%, это убыток.
Багаж и ручная кладь
Лоу-костеры стараются ограничить багаж и ручную кладь, вводя достаточно высокую плату. Это не только ради прибыли: чем меньше вещей, тем меньше времени на посадку/высадку и загрузку.
Именно поэтому используются "калибраторы". Маленькую сумочку Вы за 5 секунд забросите на полку, а вот три пакета, пальто и зонт вы будете распихивать две минуты, и создадите очередь в салоне. То же самое со спортивным инвентарем - Вы можете его взять, но это будет за деньги.
Самолеты
Это большой плюс "бюджетных" авиалиний: обычно самолеты новые, не старше пяти лет. Это позволяет экономить на ремонте: новый самолет реже ломается, и требует более редких регламентных работ.
Кроме того, во флоте обычно всего один тип: чаще всего Boeing 737-800 или Airbus A320 - они самые распространенные, в любом аэропорту есть запчасти, инженеры, техники и расходники. Пилоты - взаимозаменяемые. И это огромная экономия!
Персонал
Лоукостеры стараются максимально сократить персонал, делая его многозадачным. В России это не очень "проходит": закон требует, например, чтобы в штате были врачи, психологи, сто видов безопасников разных пород и т.д. и т.п., а бухгалтерия и взаиморасчёты - это боль. Ну, поэтому "Победа" - не Ryanair.
Стюардессы не разносят еду, зато убирают салон и моют туалеты.
Онлайн по-хардкору
Никаких билетных касс, представительств со скучающими менеджерами, офисов в городах маршрутной сети. Сайт, приложение, и горячая линия - и она тоже платная. Сайт заменяет сотню человек, а это миллионы в год, которые тоже вошли бы в стоимость билетов.
И что в итоге
Вот и выходит что "базовый" билет - недорого, но только если Вы выполнили все требования и летите сытый и с одним телефоном в кармане.
Как сказал один мой приятель: "любой пук - за деньги". И вот за что надо будет заплатить "сверху":
- за ручную кладь, если она не влезает в калибратор
- за багаж, причем за разный размер и вес будет разная цена.
- за выбор места в самолете (и не какое-то там особенное, а просто любое. Особенно, если Вы хотите сидеть вместе со своим спутником). Бесплатно будет только случайное место в последних рядах.
- за регистрацию на стойке в аэропорту (бесплатно - дома, и печатайте талон сами)
- за питание в полете
- за изменение даты вылета, возврат билета и исправления
- говорят, скоро и туалет будет платный
А еще салон будет обклеен рекламой, и она будет в течение полета звучать из динамиков.
Получается, что если билет стоит 2 тысячи, а ручная кладь + багаж + место - еще 5, то иногда проще заплатить 10 аэрофлоту, и вообще не забивать голову. Правда, теперь и он ввёл тариф "лайт", где багаж не включен.
Как купить билет дешево
Вот мы и добрались до самого главного. Покупать дешевле всего напрямую на сайте, либо пользуйтесь проверенными агрегаторами (momondo, skyscanner), которые не продают сами с комиссией, а просто направляют на сайт авиакомпании.
1. Попробуйте "поиграть" датами. Соседние дни могут различаться ценой в несколько раз.
2. В будни билеты всегда дешевле. Пятница и воскресенье - самые дорогие.
3. Если смотрите Европу или США, откройте карту. Иногда дешевле лететь из соседнего города и аэропорта, а до него доехать по земле. Например, от Праги до Дрездена - два часа на поезде, а цены на рейсы и их выбор сильно различаются.
4. В России выбор невелик, зато из Хельсинки, Риги, Вильнюса, Польши и т.д. летает куча европейских дешевых рейсов.
5. Пример: рейс Москва-Тенерифе в Аэрофлоте стоил 45 т.р. Рейс до Мадрида - 15, а из Мадрида на Тенерифе летает Ryanair за 30 евро, итого экономия больше чем вдвое. Но это всё до ковида, конечно. Но вы поняли.
6. Летайте с пересадками. Хорошие агрегаторы сами их подскажут.
7. Постарайтесь оптимизировать багаж. Летите вдвоем - возьмите один чемодан на двоих. Дома померяйте ручную кладь, чтобы не было неприятных сюрпризов. Оцените здраво, действительно ли надо тащить с собой кальян и телескоп? Реально в горах понадобится вечерние платье и фрак?
По России
У нас к лоу-костерам можно отнести Победу, Азимут, и с натяжкой - Utair, Nordwind, Уральские авиалинии, т.к. они в той или иной степени применяют бизнес-модель бюджетных перевозок. Но большинство компаний переходят на "гибридную модель", вводя тарифы "лайт" - без багажа, и часто без еды.
Это не хорошо и не плохо, это - реальность нынешнего дня. Поверьте, мы действительно стали летать намного дешевле, чем 20 или 30 лет назад.
От себя добавлю следующее: хорошо, когда есть выбор. Если мне хочется внезапно на выходные слетать в какой-то город, я беру только необходимое и лечу "Победой". Если на неделю и больше, то не забиваю голову, и беру "Аэрофлот", S7 или что-то еще, потому что комфортный полет - это хорошее начало путешествия.
Крупнейшие low-cost авиакомпании мира:
- Southwest Airlines
- Azul Brazilian
- Easyjet
- Westjet
- Jetstar
- Norwegian
- AirAsia
- JetBlue
- Eurowings
- IndiGo