Гуляя по набережной Ялты, мы набрели на памятную стелу. Она установлена на одном из тех мест, откуда сто лет назад русские люди навсегда покидали Россию.
Текст на русском и английском языках гласит:
11 апреля 1919 года Ялтинский рейд покинул британский крейсер «Мальборо», навсегда увозя в изгнание оставшихся в живых членов императорской семьи Романовых, среди них вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну» ( мать Николая II и вдову Александра III) .
А вскоре отсюда же, из Ялты, и других портов Крыма — Евпатории, Керчи, Феодосии и Севастополя — на 138 военных и торговых кораблях отправились в изгнание 150 тысяч российских граждан (не считая судовых команд) – в основном это были офицеры и солдаты армии генерала Врангеля, а кроме них и «сочувствующее население» - чиновники, купцы, дворяне, священники… Все они отплывали от берегов Крыма в Константинополь, навсегда покидая Родину.
Позднее это событие назовут «великим исходом».
Наверное, сейчас тоже тяжело уезжать, но страшно представить, как это было тогда. Сегодня у нас есть интернет, мобильная связь и открытые границы. А тогда рушилась жизнь и люди уезжали НАВСЕГДА.
Сразу вспомнился фильм «Служили два товарища» и как толпы людей штурмуют пароход, крики, паника, давка — и поручик Брусенцов (В. Высоцкий) попадает на корабль только после того, как приказал открыть по нему огонь, а женщина, с которой он только что обвенчался, остаётся на берегу...
Прекрасный фильм 1968 года, в котором сочувствуешь всем, где нет правых и виноватых. Молодой Олег Янковский там — ещё артист Саратовского театра, прекрасные актёрские работы Роллана Быкова и Аллы Демидовой. А в финале фильма звучит стихотворение Николая Туроверова, написанное 20 лет спустя после «великого исхода», из которого и родился сюжет прощания Высоцкого со своим любимым конём:
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою!
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо —
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.
Наверное, эпизоды с паникой и неразберихой тоже были, но в целом эвакуация прошла очень организованно (как только могло быть организованным мероприятие подобного масштаба), всё было подготовлено и продумано до мелочей. Руководил эвакуацией П.Н. Врангель.
Все корабли были подготовлены заранее и предусмотрительно заправлены углем. Было отремонтировано всё, что только могло держаться на плаву. Заранее были составлены и списки всех людей, желающих уехать. Планировалось эвакуировать 70-75 тысяч человек, но на деле получилось гораздо больше.
Однако всё проходило организовано и относительно спокойно. Все, кто хотел уехать — уехали. Особенно сложное положение сложилось с ранеными — их было 6 тысяч человек. Но Врангель пообещал: "...раненые будут вывезены все, и пока они не будут вывезены, я не уеду".
В своём прощальном обращении к армии и гражданскому населению Врангель подтвердил, что своё обещание выполнил, и последним ступил на борт последнего уходящего из Севастополя корабля — крейсера «Генерал Корнилов». Это произошло 14 ноября 1920.
Но прежде чем взять курс на Босфор, командир крейсера получил неожиданный приказ: идти на Ялту. Врангель должен был лично убедиться в том, что эвакуация там завершилась успешно и что на борт поднялись все, кто этого хотел. Затем были проверены порты Феодосии и Керчи, крейсер ещё раз прошёл вдоль всего побережья и только после этого взял курс на Босфор.
До прихода Красной Армии все корабли успели уйти.
Переезд по морю длился примерно 5 дней. Расстояние было не большое, но корабли были сильно перегружены. Все каюты и трюмы были переполнены, к тому же очень сильно штормило. Однако все корабли (кроме одного) благополучно добрались до Константинополя.
Казачьи части отправились на греческий остров Лемнос, армейские части – на турецкий полуостров Галлиполи, моряки – в тунисский порт Бизерту. Кто-то отправился в Европу, кто-то - в Южную Америку. В изгнании их судьбы сложились по-разному.
П.Н.Врангель писал в своих мемуарах:
Море, как зеркало, отражало прозрачное голубое небо. Стаи белоснежных чаек кружились на воздухе. Розовой дымкой окутан был берег... Спустилась ночь. В тёмном небе ярко блистали звёзды, искрилось море. Тускнели и умирали одиночные огни родного берега. Вот потух последний... Прощай, Родина!
Вот такая получилась немного грустная прогулка по набережной Ялты...