Знали ли вы, что во времена Микеланджело и Рафаэля невозможно было купить краску в тубах или банках? Художественные краски еще не умели фасовать.
Чем же творили гении?
Все очень просто – делали свои краски самостоятельно, а чаще всего делегировали эту задачу подмастерьям.
Даже если у вас пока нет учеников или последователей, можно поэкспериментировать с созданием собственных красок.
В основе любой краски лежат пигменты. Именно они обеспечивают цветовую составляющую и частично отвечают за качество. Пигменты определяют сохранность работы во времени – выцветет ли живопись с годами или останется такой же яркой и сочной. Они определяют и стоимость красок. Чем дороже и реже пигменты, входящие в состав краски, - тем дороже и сам продукт.
Вторая важная составляющая любой краски – связующее. Именно оно склеивает между собой частички пигмента и определяет тип краски.
Для акварельных красок в качестве связующего выступает гуммиарабик (смола африканской акации). Он продается в готовом виде, используется для увеличения прозрачности краски и ее текучести. Смешав пигменты (а их уже не нужно добывать самостоятельно из земли, травы или перетирая камни), которые можно купить в профессиональном магазине художественных материалов, с жидким гуммиарабиком, вы получите краску, напоминающую по консистенции гуашь. Краска готова к использованию. Но стоит учесть, что накладывать краску толстым слоем не рекомендуется, так как красочная пленка будет очень хрупкая и может трескаться. Для решения этой проблемы в качестве пластификатора можно добавить несколько капель глицерина, который добавит эластичности после высыхания. Смешивать более трех пигментов в поисках необходимого цвета не рекомендуется, так как они могут вступать в химическую реакцию между собой, и в результате получится грязь. Конечно же, качество краски будет во многом еще зависеть от степени перетира связующего с пигментами. Чем выше степень перетира, чем тщательнее вы вымешивали художественную массу, тем больше связей образуется между элементами.
Для масляных красок в качестве связующего используют отбеленное льняное масло. Использовать масло из продуктовых супермаркетов не рекомендуется, необходимо профессиональное, представленное в ассортименте художественных магазинов. Именно оно проходит все необходимые степени очистки от нежировых и органических примесей, которые могут неблагоприятно отразиться на качестве будущей краски. Далее схема изготовления идентична акварельным краскам – необходимо пигмент тщательно перетереть со связующим. Масло надо добавлять понемногу и постепенно, так как итоговая консистенция должна получиться густой и пастозной.
Для любого вида краски используется один и тот же принцип изготовления. Для акриловых красок в качестве связующего используется водно-акриловая дисперсия, или можно приобрести разбавитель/медиум для акриловых красок. Для темперы можно использовать ПВА. Но при изготовлении последних двух видов красок надо помнить, что их необходимо сразу расфасовывать в баночки, чтобы не допустить высыхания. Оба эти вида красок являются необратимыми, и после высыхания их невозможно развести и вернуть в исходное состояние.
Делая краску самостоятельно, вы можете составлять уникальные цвета для своей собственной палитры или экспериментировать в приемах.
Ну и конечно же, такие эксперименты помогут лучше понять поведение краски и ее свойства. Для детей этот небольшой химический опыт будет интересным – как с точки зрения конечного результата, так и самого процесса. Но не забывайте, что любые эксперименты с пигментами должны проводиться только под контролем взрослых.