Найти тему

Что делать, если нашёл в магазине просрочку: куда жаловаться и что будет магазину

Оглавление

Продолжаю писать на ключевые темы из области защиты прав потребителей. Иногда в магазинах можно обнаружить «просрочку» — продукты, у которых истёк срок годности. Естественно, по закону продавать такие товары запрещено.

Но к сожалению не все предприниматели и сотрудники работают добросовестно, поэтому просрочку можно найти на полках. Иногда её оставляют там намеренно, а иногда случайно — продавцы просто не успевают проверять товары и убирать испортившиеся продукты.

Разберёмся, что делать с «просрочкой», как действовать и что за это будет магазину.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Если нашли просрочку в магазине

Хорошо, если вы успели заметить порченый товар до того, как купили.

В этом случае лучше будет отдать его руководству магазина (администратору, директору или его заму), а не обычному продавцу. В последнем случае продукты иногда могут снова оказаться на полке. Но это зависит от магазина.

Также можно оставить запись в книге жалоб («отзывов и предложений»). Так на момент с просрочкой обратит внимание руководство.

Напомню, что обязательное наличие в магазине таких книг отменено с 1 января 2021 года, когда вступили в силу новые правила розничной торговли (Постановление Правительства РФ №2463). Однако в крупных торговых сетях книги жалоб остались, и с ними продолжают работать.

Альтернатива книгам отзывов — горячие линии и службы по работе с клиентами, обращение в которые можно направить через интернет.

Что может Роспотребнадзор

Есть также право обратиться в Роспотребнадзор как лично, так и через интернет — с помощью специальной формы на сайте. На конструктивное обращение Роспотребнадзор обязан отреагировать, проведя внеплановую проверку торговой точки.

Однако исходя из моей практики, всё сильно зависит от региона. Где-то Роспотреб работает хорошо и на совесть, в других же регионах ведомство проводит внеплановую проверку, но в этот момент просрочка с полок чудесным образом исчезает. А потом появляется снова.

Но жаловаться всё равно нужно. Правда штрафы сейчас довольно скромные. Если Роспотребнадзор обнаружит в магазине просроченные продукты, то организации выпишут штраф по статье 14.4 КоАП — от 20 до 30 т. р. В случае повторного нарушения — от 30 до 50 т. р.

Сейчас разрабатывается новая версия КоАП, где штрафы за подобные нарушения могут значительно увеличиться. Однако его примут не раньше конца этого года — и это в лучшем случае.

Если обнаружили уже дома

Гораздо обиднее ситуация, когда вы заметили покупку просроченного товара дома. Или срок на упаковке вроде бы не истёк, а товар явно испортился — покрылся плесенью или плохо пахнет (если так не задумано, конечно же).

В этом случае от магазина можно требовать возврата денег или замены товара на аналогичный, но качественный. В случае отказа можно обратиться с письменной претензией, либо сразу идти в суд.

В суде можно требовать не только возврата денег за покупку, но и компенсации морального вреда, затрат на юридические услуги (если были), неустойку, а также штраф в размере 50% от присуждённой суммы, если магазин отказался удовлетворить ваши требования добровольно.

По статистике Роспотребнадзора, 4 из 5 подобных дел приходятся на товары стоимостью свыше 5 тысяч рублей. Однако регулярно кто-то судится и из-за товаров за 100–200 рублей — закон такое право даёт, и граждане пользуются.

За вами также сохраняются все права из предыдущих пунктов — оставить жалобу в книги отзывов и на горячей линии, а также обратиться в Роспотребнадзор.

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********