Продолжаю писать на ключевые темы из области защиты прав потребителей. Иногда в магазинах можно обнаружить «просрочку» — продукты, у которых истёк срок годности. Естественно, по закону продавать такие товары запрещено.
Но к сожалению не все предприниматели и сотрудники работают добросовестно, поэтому просрочку можно найти на полках. Иногда её оставляют там намеренно, а иногда случайно — продавцы просто не успевают проверять товары и убирать испортившиеся продукты.
Разберёмся, что делать с «просрочкой», как действовать и что за это будет магазину.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Если нашли просрочку в магазине
Хорошо, если вы успели заметить порченый товар до того, как купили.
В этом случае лучше будет отдать его руководству магазина (администратору, директору или его заму), а не обычному продавцу. В последнем случае продукты иногда могут снова оказаться на полке. Но это зависит от магазина.
Также можно оставить запись в книге жалоб («отзывов и предложений»). Так на момент с просрочкой обратит внимание руководство.
Напомню, что обязательное наличие в магазине таких книг отменено с 1 января 2021 года, когда вступили в силу новые правила розничной торговли (Постановление Правительства РФ №2463). Однако в крупных торговых сетях книги жалоб остались, и с ними продолжают работать.
Альтернатива книгам отзывов — горячие линии и службы по работе с клиентами, обращение в которые можно направить через интернет.
Что может Роспотребнадзор
Есть также право обратиться в Роспотребнадзор как лично, так и через интернет — с помощью специальной формы на сайте. На конструктивное обращение Роспотребнадзор обязан отреагировать, проведя внеплановую проверку торговой точки.
Однако исходя из моей практики, всё сильно зависит от региона. Где-то Роспотреб работает хорошо и на совесть, в других же регионах ведомство проводит внеплановую проверку, но в этот момент просрочка с полок чудесным образом исчезает. А потом появляется снова.
Но жаловаться всё равно нужно. Правда штрафы сейчас довольно скромные. Если Роспотребнадзор обнаружит в магазине просроченные продукты, то организации выпишут штраф по статье 14.4 КоАП — от 20 до 30 т. р. В случае повторного нарушения — от 30 до 50 т. р.
Сейчас разрабатывается новая версия КоАП, где штрафы за подобные нарушения могут значительно увеличиться. Однако его примут не раньше конца этого года — и это в лучшем случае.
Если обнаружили уже дома
Гораздо обиднее ситуация, когда вы заметили покупку просроченного товара дома. Или срок на упаковке вроде бы не истёк, а товар явно испортился — покрылся плесенью или плохо пахнет (если так не задумано, конечно же).
В этом случае от магазина можно требовать возврата денег или замены товара на аналогичный, но качественный. В случае отказа можно обратиться с письменной претензией, либо сразу идти в суд.
В суде можно требовать не только возврата денег за покупку, но и компенсации морального вреда, затрат на юридические услуги (если были), неустойку, а также штраф в размере 50% от присуждённой суммы, если магазин отказался удовлетворить ваши требования добровольно.
По статистике Роспотребнадзора, 4 из 5 подобных дел приходятся на товары стоимостью свыше 5 тысяч рублей. Однако регулярно кто-то судится и из-за товаров за 100–200 рублей — закон такое право даёт, и граждане пользуются.
За вами также сохраняются все права из предыдущих пунктов — оставить жалобу в книги отзывов и на горячей линии, а также обратиться в Роспотребнадзор.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********