Найти в Дзене
IndexPro

Аллокация IPO: как повысить свои шансы на покупку акций

Оглавление

Всемирный фондовый рынок стремительно растет и набирает обороты, а его общая рыночная капитализация уже превышает 95 триллионов долларов. Данный факт стал движущей силой как для инвесторов, которые хотят заработать на растущем рынке, так и для частных компаний, которые всерьез задумались о своем выходе на вторичный рынок и размещении своих акций на серьезной бирже. Но инвесторы из-за ажиотажа часто сталкиваются с проблемой: эмитенты выпускают ограниченное количество ценных бумаг, и для всех желающих их просто не хватает. В итоге все выпущенные акции поддаются аллокации, то есть распределению, вследствие чего одни инвесторы получают столько акций, сколько планировали, другие инвесторы получают только часть желаемых объемов, а некоторые и вовсе оказываются в пролете.

В данной статье пойдет речь о практике первичного публичного размещения акций, аллокации активов, а также о том, как увеличить свои шансы на покупку ценных бумаг.

Не можете выбрать инвестиционный проект? Заполните анкету на сайте IndexPro и получите полную базу всех финансовых компаний.

IPO: Немного теории

IPO (с англ. Initial Public Offering) — это первичная публичная продажа ценных бумаг компании на фондовом рынке. Выходя на биржу в первый раз, организация становится публичной, предоставляя возможность всем участникам сферы приобретать и продавать свои акции. Новоиспеченная компания-эмитент, опубликовавшая свои бумаги, далеко не всегда является новичком: зачастую в IPO участвуют довольно известные корпорации и бренды, которые размещают свои ценные бумаги с целью их популяризации и получения дополнительных инвестиций, а также для выплаты дивидендов первым инвесторам.

-2

Выход компании на биржу обусловлен следующими преимуществами:

  1. Привлечение дополнительного капитала;
  2. Развитие и реорганизация бренда;
  3. Улучшение репутации и узнаваемости на рынке;
  4. Рост продаж и популярности компании;
  5. Предотвращение концентрации большинства акций в руках одного держателя;
  6. Повышение прозрачности и уровня отчетности предприятия;
  7. Возможное использование бумаг как залога, актива, или в качестве средства оплаты.

IPO — серьезный шаг для любой организации. Подготовка к публикации акций может длиться до нескольких лет из-за требований регуляторов и обязательств перед будущими инвесторами.

Initial Public Offering является выгодным предложением и для трейдеров. Да, именно акции, купленные при первичном размещении больше других склонны к быстрому росту. Примером успешных IPO в 2020 году являются бренды Curevac Bv, Berkeley Lights и Palantir Technologies Inc, инвесторы которых к концу года получили 541%, 259% и 210% прибыли соответственно.

-3

Но, как показывает практика, число убыточных публикаций бумаг также стремительно растет: в 2019 году биржа NASDAQ провела 151 IPO, среди которых лишь 57 увенчались успехом и ростом капитализации. Именно поэтому многие брокеры заблаговременно предупреждают участников рынка о высоких рисках, сопровождающих всех инвесторов в IPO. Несмотря на все недостатки данного вида инвестирования, число трейдеров, желающих вложится в первичное размещение акций с каждым годом лишь увеличивается.

Что такое аллокация IPO?

Клиенты, готовые рискнуть ради потенциальной сверхприбыли, сталкиваются с серьезной проблемой последнего времени — аллокацией. Аллокация IPO — это процент успешного выполнения заявки инвестора на покупку первично размещенных акций. Объясним данный термин на простом примере.

-4

Некая компания А выпустила бумаги, стоимость которых равняется 30 миллионам USD. Пользователи, желающие поучаствовать в данном IPO, подали заявок на целых $100 млн. Но организация сможет продать акций лишь на 30 миллионов, что равняется 30% от средств клиентов. То есть спрос превышает предложение, и остро встает вопрос, кому и в каком соотношении выдать акции. Тут-то и начинается аллокация, с английского — распределение. С одной стороны, все деньги одинаковые, а с другой — все инвесторы разные. Поэтому может получиться так, что инвестор, подавший заявку на покупку акций на 10 тысяч долларов, получит пакет на 3 тысячи долларов. В этом случае говорят, что аллокация составила 30%.

Степень удовлетворения заявок инвесторов зависит от множества факторов, среди которых:

  1. Принцип проведения аллокации (ориентация на институциональных или частных инвесторов);
  2. Спрос на ценные бумаги компании, ее популярность и известность;
  3. Выбор инвестором нужного брокера, его предложения по повышению аллокации;
  4. Статус инвестора.

Что касается первого пункта, то на рынке существует два основных принципа аллокации — приоритет институциональным инвесторам и ориентация на частных трейдеров. В первом случае большую часть активов (зачастую около 90+ процентов) получают крупные участники рынка с большим капиталом, а во втором — обычные физлица, когда бренд равномерно распределяет бумаги между заявившими об участии инвесторами.

Теперь обсудим, насколько важен спрос на продукты выбранной организации. К слову, аллокация IPO никогда не равняется 100%. Как показывает практика, чем выше ее процент, тем меньшим спросом пользуется организация, и тем меньше прибыли в будущем получит инвестор. И наоборот, если бренд популярен и вызвал общественный резонанс участием в IPO, шанс заполучить акции будет намного ниже, а ожидаемый процент прибыли — гораздо выше. Огромную роль в этом играет освещенность события в СМИ, обсуждения IPO в соцсетях, а также количество пользователей, осведомленных о грядущих продажах.

-5

Не менее важным фактором, влияющим на процент успешного разделения акций для инвестора, является биржевой посредник, то есть брокер. Работает это так: сам посредник участвует в IPO, используя свои средства и средства клиентов. Чем выше его статус, объемы вложений и количество заявок, тем больше у него шансов на получение высокого процента первично опубликованных бумаг. После распределения брокер самостоятельно решает, каким инвесторам отдать предпочтение. В данном случае каждый посредник предлагает свои условия приоритизации инвесторов, будь то активная торговля, большие вклады и депозиты, или активное использование его услуг и продуктов.

Четвертый пункт, влияющий на приоритетность распределения акций при IPO, для граждан РФ стал играть решающую роль не так уж и давно. Дело в том, что с 31 июля текущего 2020 года в принципе принять участие в IPO через брокера могут лишь инвесторы, получившие статус квалифицированного участника рынка. Данное ограничение относится прежде всего к IPO эмитентов, работающих на рынках США и Азии. Пока для компаний, выходящих на отечественный рынок, данное требование не распространяется. Однако если учитывать, что объем рынка России составляет 0,8% от всего мирового фондового рынка, то данной поправкой можно пренебречь. По сути, полноценный участник рынка в России обязан быть квалифицированным инвестором.

-6

Узнайте как получить статус квалифицированного инвестора в полной версии нашего материала.

Как повысить шансы на покупку акций во время IPO

Повышение аллокации — вопрос, который беспокоит многих инвесторов. Прежде всего, это связано с убытками, которые может понести трейдер. Да, клиент платит деньги наперед, перед фактическим получением бумаг, а все внесенные средства остаются заблокированными до момента публикации акций. Кроме того, чем меньше активов получит инвестор, тем ниже будет его будущий доход.

Существует несколько способов повышения процента успешного выполнения заявки на покупку. Рассмотрим все методы ниже.

Стать институциональным инвестором. Данный способ является одновременно и самым эффективным, и самым трудно выполнимым. Для этого потребуется либо регистрация юрлица и заключение договоров с вкладчиками, либо использование собственных средств в очень крупных размерах. Также нужно будет помнить о диверсификации портфеля, уменьшении рисков и постоянном контроле за рынком. Институциональные инвесторы, такие как брокеры, банки и фонды, имеют намного больше шансов завладеть акциями IPO. Но далеко не каждый пользователь захочет создавать свою компанию и годами добиваться ее признания на рынке ради одних лишь первичных ценных бумаг.

Сотрудничество с брокером. Второй способ повышения аллокации является наиболее распространенным благодаря более легким и простым условиям. Сперва клиент должен выбрать подходящего ему посредника исходя из его репутации, ассортимента активов, размеров спредов и комиссий, а также из других показателей. Одним из самых важных факторов является процент аллокации IPO у брокера. К примеру, самая высокая аллокация среди брокеров РФ составила 30-45%, тогда как у ведущих мировых корпораций она может достигать 97%.

-7

Следующим шагом после выбора брокера-посредника и регистрации аккаунта является анализ условий, согласно которым клиент может претендовать на более высокий процент акций IPO. Например, один из ведущих российских участников финансового рынка заявил о таких требованиях к претендентам на более выгодную аллокацию:

  1. Диверсификация портфеля (клиент должен обладать как отечественными, так и зарубежными продуктами, среди которых облигации, акции, индексы и другие);
  2. Обязательное участие во всех рекомендованных компанией первичных публикациях ценных бумаг;
  3. Активное инвестирование с постоянными сделками, кредитным плечом, а также покупка производных инструментов;
  4. Владение акциями материнской компании брокера;
  5. Максимальное использование услуг посредника — оформление страховки и счетов в банке.

Статус квалифицированного инвестора для более выгодного распределения акций даже не упоминается, поскольку учитывается по дефолту.

-8

Внутрикорпоративный процент удовлетворения потребительского спроса называется бонусным. Он является дополнением к базовой аллокации и помогает увеличить шансы на получение желаемых активов. Шансы инвестора, соблюдающего все условия, и обычного трейдера могут отличаться более чем в 3-4 раза.

Консультация и экспертная помощь. Многие способы решения проблемы и получения высокого процента одобрения скрыты от посторонних глаз. Исходя из этого будет не лишним обратиться за советом к профильным специалистам, который, благодаря опыту и связям в сфере, помогут подобрать верную стратегию и увеличить шансы на успешную покупку ценных бумаг потенциально прибыльной компании.

-9

Заключение

IPO, что расшифровывается как первичная публикация акций компании на рынке, является рискованным, но высоко прибыльным финансовым инструментом. Ввиду ограниченности средств эмитента и огромного спроса потребителей на продукт, количество бумаг является недостаточным для удовлетворения потребностей всех клиентов на 100%. Для простоты понимая был введен термин «аллокация IPO», что означает процент удовлетворения заявки на покупку актива.

Шанс получения бумаги инвестором зависит от известности компании, условий брокера, количества выпущенных акций, статуса инвестора и так далее. Повысить аллокацию IPO можно, став институциональным инвестором, заработав бонусные проценты у брокера, а также вложившись в фонд коллективных инвестиций. Для получения более детальной информации о способах повышения аллокации обращайтесь к профильным финансовым специалистам. Они помогут определиться с нужной стратегией, выбрать подходящее IPO, а также увеличить шансы на успешную покупку бумаг.