Мы уже как-то привыкли, что Тула - город лишенный гражданской авиации, областной центр одного из важных регионов России не имеет авиационного сообщения ни с другими городами страны, ни тем более зарубежными странами.
А ведь так было не всегда, еще 30 лет назад Тула была городом, где был собственный Аэропорт, расположенный на севере города. До аэровокзала ходило даже два маршрута троллейбуса от Московского вокзала 6, а от ст. Южной – 4а. Ныне же в здании аэровокзала расположен ТЦ «Пенаты».
На память приходит и касса аэрофлота, располагавшаяся на Красноармейском проспекте в районе остановки ул. Лейтейзена.
В личной коллекции сохранилась справочная информация с расписанием рейсов тульского аэропорта, так давайте заглянем в прошлое и посмотрим куда можно было улететь из города-героя, а заодно небольшой исторический очерк.
Свою историю Тульский аэропорт начал в 1945 году, тогда было создано санитарное звено. Оно выполняло полеты на самолетах П/О-2 по оказанию срочной медицинской помощи больным в районах области. Кроме санитарных функций, звено выполняло авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, обслуживало выборные кампании. С ростом объемов работ увеличивалось техническое оснащение звена, на баланс поступали самолеты моделей ЯК-12, АН-2.
В 1959 году на базе Тульского авиазвена была организована авиаэскадрилья, входившая в состав орловского авиаотряда (кстати в наше время Аэропорт в Орле также приказал долго жить).
По причине роста выполняемых работ и получением дополнительных самолетов АН-2, подготовки персонала в 1967 году был создан отдельный Тульский объединенный авиаотряд.
В марте 1968 года был введен в эксплуатацию аэровокзал (тот самый занимаемый ныне ТЦ "Пенаты"). С 15 мая 1969 года начали выполнять полеты по расписанию самолеты типа АН-24, которые связали Тулу со многими городами бывшего СССР. На рубеже 80/90-х годов полеты выполнялись на самолетах типа АН-24, Як-40 и Л-410.
По состоянию на 1990 год из Тулы можно было в зависимости от сезона, дней недели улететь в следующие города бывшего СССР: Анапу (далее в скобках время в пути 4.15), Брянск (1.25 - 1.30), Донецк (2.10), Волгоград (3.25), Воронеж (1.05 - 1.20), Ижевск (3.50-4.05), Пензу (1.45), Казань (2.10-2.15), Киев (2.00), Кишинев (4.10), Куйбышев, ныне Самара (2.15), Краснодар (4.30), Минск (2.10-2.25), Саратов (3.10-3.15), Смоленск (1.10), Мариуполь (2.35), Набережные Челны (3.35-3.45), Новгород (1.55). Одессу (4.15), Ригу (7.40), Свердловск, ныне Екатеринбург (6.05-6.20), Сочи (5.00), Тамбов (1.20), Ульяновск (2.00), Челябинск (5.10), Харьков (1.25), Бельцы (4.10). Как видно из списка самолеты из Тулы летали в города РСФСР, Украины, Молдавии и Латвии.
После 1995 года гражданские рейсы из (в) Тулу были прекращены.
Сразу хочу отметить, что в годы функционирования аэропорта в Туле ни разу не бывал в его районе, не то, что летал на самолете. Да и вообще самолет не мой транспорт, железная дорога предпочтительнее. Но думаю многие туляки среднего и старшего возраста обязательно вспомнят, как летали из Тулы в другие города бывшего СССР.
Но и напоследок фото самолета ТУ-124В из Центрального парка.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала о городе Тула:
Тульский дворик с разницей в десять лет
Мужичок-тулячок оседлал молоток.