Всех приветствую на своем канале о дизайне и декоре.
И сегодня я хочу рассказать вам о том, как зарождался дизайн в нашей стране, каких высот и успехов он достиг.
В нашем государстве развитие и становление дизайна происходило как всегда особым уникальным образом, отличным от остального мира, но нам, поверьте, есть чем гордиться.
В начале 20-го века со сменой государственного строя, естественно, менялись все отрасли и направления жизни. Ставились новые задачи, которые требовали незамедлительного решения. Старое уступало место новому, наше искусство реагировало на эти изменения более чем живо.
И если на западе основной задачей дизайна в широком смысле этого слова было стимулирование сбыта товаров промышленных предприятий, у нас воедино связалась эстетика всех отраслей нового быта, от агитационных плакатов до предметов ежедневного использования, воспрявшая на волне новых идеалов и потребностей.
Широко процветало такое понятие как "агитационно-массовое искусство".
На смену дореволюционной модели художественного учебного заведения пришел новый тип – Свободные Государственные Художественные мастерские (СГХМ), которые в большей мере соответствовали идеологии революционных перемен. Испытывая трудности с организацией учебного процесса в новом ключе, СГХМ отличались от «устаревших» институций тем, что для поступления требовалось только личное желание кандидата: сдачу экзаменов отменили, начальное образование не являлось обязательным. Основой обучения различным видам искусства стали индивидуальные мастерские, где известные художники в свободной манере рассказывали о базовых принципах и передавали свой опыт учащимся. (www.vkhutemas.ru)
И уже на основе СГХМ образовалась такая уникальная формация как ВХУТЕМАС - Высшие Государственные Художественно-технические Мастерские.
Это заведение стало колыбелью становления советского дизайна, в котором преподавали такие светила как А.Е. Архипов, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский , А.М. Родченко, В.Е. Татлин, Л.М. Лисицкий, В.А. Фаворский и др. Чуть позже мы ознакомимся с работами некоторых из них.
Уникальность ВХУТЕМАСа состоит в том, что они занимались широким спектром художественной деятельности, объединенных одним большим конструктивистским порывом и вдохновением.
Одним из главных достижений советского дизайна является так называемая динамичная графика.
Именно в полиграфическом направлении мы одними из первых так обильно применяли фотомонтаж, создавая уникальную графику.
Вторым направлением стало создание трансформирующейся мебели. Целый факультет ВХУТЕМАСа трудился над разработками. Одним из ярких образцов в данной области стал "Рабочий клуб" - конструктивистский интерьер Родченко. Это интерьер комнаты, которая могла служить и дискуссионным клубом, и местом игры в шахматы, заниматься самообразованием. Вся мебель этой комнаты трансформировалась под определенные нужды. "Рабочий клуб" получил серебряную медаль Парижской выставки 1925 года.
Архитектура помимо масштабных сооружений особое внимание уделяла быту советского человека даже вне городских пространств. Вашему вниманию проект избы-читальни Антона Лавинского.
Конечно, огромным внимание уделялось предметам быта и мебели.
Вашему вниманию сервиз Казимира Малевича. Только посмотрите, как общий дух времени находил отражение в предметах обихода.
Так же одним из самых узнаваемых предметов стали кольцевые светильники Абрама Дамского. В разных формах они встречались от советских школ до вестибюлей метро.
Светильник СК-300 Дамского
Лицами ВХУТЕМАСа были такие выдающиеся люди как дизайнер, график и фотограф Александр Родченко , скульптор Вера Мухина , график и дизайнер Владимир Татлин , художники Василий Кандинский , Надежда Удальцова и Петр Кончаловский , архитекторы Алексей Щусев , Константин Мельников , Александр Веснин , Николай Ладовский и «амазонки авангарда» Варвара Степанова и Любовь Попова в разные годы были преподавателями мастерских. Среди самых известных выпускников — художники Александр Дейнека , Татьяна Маврина, Александр Лабас, Андрей Гончаров, скульптор и график Владимир Кудряшев, архитекторы Иван Леонидов и Георгий Крутиков, мастера киноплаката братья Стенберги. Большинство из них известны и почитаемы во всем мире. Так что даже в области дизайна нам было и есть, чем гордиться.