Найти тему
газета "ИСТОКИ"

СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ ДУРАЦКИХ СЕРИАЛОВ

Бывало, прохожу мимо сидящей перед телевизором бабушки, глянешь, а она «Великолепный век» смотрит. «Зачем ты смотришь такую ерунду? Бред же на бреде и бредом погоняет!» – спросил я. Старушке оставалось лишь пожать плечами, а я преисполнился гордости, что никогда не смотрю такую «чудесатию»…

… Посмотрел «Падение ордена» и теперь мне стало не смешно.

*  *  *

Бойтесь, праведные люди, исторических сериалов, ибо бредовы они – гласит древняя китайская глупость. Одно дело «втыкать» часами в эпичнейшую, местами красивейшую, но однако же и не совсем логичную «Игру престолов», другое же – потратить время на околоисторический сериал ради второсортной интрижки, вытекающей из ниоткуда, уходящей в никуда. Мы вспомним нашумевших в последние годы «Викингов» – вещицу незаурядную, атмосферную – «Борджиа» и «Рим», тот же «Великолепный век», плавно переходящий в бразильский сериал, предтече европейского маразма о Екатерине великой. Раз уж вскружили народу голову эпичные баталии, лязг мечей и дворцовые хоромы, то не удариться ли во все тяжкие, помножив всё на два, вытащив «из могучих штанин» сокровенную для всего образованного мира тему крестовых походов да в связке с тамплиерами.

Итак, «Падение ордена» – это не просто сериал, а «вещь», которая вслед за сериалом «Рим» повествует о разрушении былого могущества «титана», имя которому – тамплиеры. По версии первого сезона, разложение храмовых рыцарей началось задолго до трагичных событий, а именно в 1291 году, во время осады Акры. После десяти минут битвы, снятой с размахом если не «Игры престолов», то уж точно «Викингов», крестоносцы капитулируют, а сундук со знаменитым Святым Граалем, предположительно, идет ко дну. Проходит 15 лет, действие переносится во Францию, где герои «вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Орден тамплиеров по-прежнему обладает огромными богатствами, но страдает от отсутствия цели: святая земля потеряна, а новых крестовых походов – о чем герои толкуют без умолку, кичась своей силушкой богатырской – не будет. Популярный британский историк Дэн Джонс, консультировавший авторов сериала, сравнивает настроение героев с атмосферой «Клана Сопрано»: империю храмовников ждет неминуемый закат, а все великие подвиги остались далеко позади. Впереди – только вражда с французским королем и пресловутая «пятница, 13-е» – памятный день, в который по приданию магистр-тамплиер проклял короля.

Некоторые действующие лица – исторические фигуры, и события сериала приблизительно ориентируются на то, что на самом деле происходило в средневековой Франции, однако в художественном вымысле недостатка нет. По сюжету королю Филиппу IV (Эд Стоппард), даром что по прозвищу Красивый, изменяет жена (Оливия Росс), тихо, но люто ненавидящая мужа. Изменяет не абы с кем, а с видным тамплиером сиром Годфри (Том Каллен), по совместительству – главным героем, которого наивный рогатый монарх считает своей опорой и лучшим другом. Естественно от интрижки у королевы появляется ребёнок, что приводит к такому вихрю сюжета, что не в сказке сказать. Одновременно на сира Годфри точит зуб его товарищ по ордену и тоже, в свою очередь, мнимый друг Гавейн (Падрейк Делани) – за то, что тот низко (хотя и не без оснований) ценит его как боевую единицу после полученного им увечья в той же самой Акре.
Некоторые действующие лица – исторические фигуры, и события сериала приблизительно ориентируются на то, что на самом деле происходило в средневековой Франции, однако в художественном вымысле недостатка нет. По сюжету королю Филиппу IV (Эд Стоппард), даром что по прозвищу Красивый, изменяет жена (Оливия Росс), тихо, но люто ненавидящая мужа. Изменяет не абы с кем, а с видным тамплиером сиром Годфри (Том Каллен), по совместительству – главным героем, которого наивный рогатый монарх считает своей опорой и лучшим другом. Естественно от интрижки у королевы появляется ребёнок, что приводит к такому вихрю сюжета, что не в сказке сказать. Одновременно на сира Годфри точит зуб его товарищ по ордену и тоже, в свою очередь, мнимый друг Гавейн (Падрейк Делани) – за то, что тот низко (хотя и не без оснований) ценит его как боевую единицу после полученного им увечья в той же самой Акре.

Королевский двор, как положено, кишит заговорщиками – не хватает только войны бастардов. И вот в этом террариуме случается неожиданное – тамплиеры находят следы утерянного Грааля, и не где-то, а прямо под носом, во Франции. Годфри врубает режим сыщика, пускаясь в опасный квест «Код Да Винчи».

Все здесь делается с предельно серьезной миной, при этом будучи «скандалами, интригами, расследованиями – показать всё, что скрыто». За исключением пары коротких легкомысленных моментов, вроде получающего по королевской физиономии в нелепой пьяной драке Филиппа, сериал упорно, с рыцарской стойкостью отказывается развлекать зрителя чем-то, помимо аскетичных порций брутальных заруб и суетливой погони за Святым Граалем с одухотворённым лицом, достойной какой-нибудь книги Дэна Брауна. Сочувствовать же и симпатизировать кому-то из этих вечно хмурящихся и ноющих господ и дам довольно тяжело: абсолютно бездарный король-рогач чуть ли не сходит с ума от ярости, узнав об измене королевы, которая ходит по улицам Лондона просто так, без всякой охраны – «как будто в магазин вышла». А пока дворец, словно котёнок, путается в клубке собственных интриг, тамплиеры огребают по полной программе от всех подряд из-за одержимости святынью: тут вам и сарацины, которые волшебством сценария оказались в центре средневековой христианской Европы, тут вам наёмники-иезуиты, а до кучи и рыцари Папы Римского, который хочет заграбастать себе Святую чашу, получив при этом неограниченную власть над всем крещённым миром (добрый вечер, аля социальный подтекст).

Крестоносцы весело бегают по Парижу, прочёсывая все углы: кто ищет, тот всегда найдёт. А пока во дворце королю открывается имя истинного отца ребёнка королевы. Тамплиеры попадают в немилость короны и Папы и собираются судить Годфри – отлучить от церкви и голову долой, но герой не так уж прост. Главе церкви открывается страшная правда священного бытия рыцаря, о которой зритель никогда не узнает, потому что сценарий откровенно на это забил, вильнув во второй сезон.

А пока речь идёт лишь о первом, финал которого безупречен по многим причинам. Король Филип в ярости от предательства друга и жены: в схватке с тамплиерами он собственноручно обивает жёнушку, оставляя Годфри страдать. Но наш герой не растерялся, в окружении своих комрадов, рыцарь даёт испить возлюбленной из Грааля: манны хватает только на то, чтобы находясь у смертного одра королева успела родить ребёнка. Поняв, что он теперь отец-одиночка, Годфри разбивает главную святыню христиан вдребезги!

Простят ли герою во втором сезоне такой поступок? Никто даже бровью не повёл! А вот интрижка (о, боже!) с женщиной – вот это уже косяк, парни: Годфри, собирай чемодан и уходи из ордена. Но так просто удальца не выгнать, и приходится начинать свой путь в ордене с нуля под крылом крутого наставника в лице Марка Хэмилла – без преувеличения, самого крутого персонажа сериала, умеющего, ещё с джедайских времён, сабелькой махать.

Видимо, привлечением известного актёра создатели сериала хотели подогреть интерес зрителей. Хэмилл в роли воспитателя послушников, сэра Талуса, выпрыгивает на сцену, словно в детском утреннике: мрачный и суровый наставник тамплиеров, ещё любому зелёному фору даст, замочив в финале единолично десяток королевских гвардейцев с тамплиерским криком «Вот вам кара небесная!», помогая главному герою отомстить королю за убийство любимой.
Видимо, привлечением известного актёра создатели сериала хотели подогреть интерес зрителей. Хэмилл в роли воспитателя послушников, сэра Талуса, выпрыгивает на сцену, словно в детском утреннике: мрачный и суровый наставник тамплиеров, ещё любому зелёному фору даст, замочив в финале единолично десяток королевских гвардейцев с тамплиерским криком «Вот вам кара небесная!», помогая главному герою отомстить королю за убийство любимой.

Как можно догадаться, историческая точность тут не ставится в приоритет, поэтому и не удивительно, если в итоге «Падение ордена» будет отражать реальную историю тамплиеров менее точно, чем «Игра престолов» – реальную войну Алой и Белой розы. Однако кадр финального «утра стрелецкой казни» тамплиеров и легендарное проклятие не могут не порадовать мрачностью и атмосферностью – единственным, ради чего стоит смотреть сериал.

Бравый махыч под одухотворённые речи напоминают неплохую душевную сказку о доблестных рыцарях, незаслуженно обвинённых и уничтоженных. Именно невнятность цели рассказа сделало из «Падения ордена» кровавую баню: игнорирование сюжета предыдущего сезона, сказочные сюжетные ходы и не менее волшебные, но прикольные бои не могут тянуть воз в нужную сторону.

И хотя участие самой настоящей звезды – Хэмилла – действительно вдохнуло в материал вторую жизнь, а ампутированные сюжетные линии сделали действие динамичней, воз и ныне там.

Есть атмосферные «Викинги», есть старающийся «Рим», есть интересный «Борджиа». Со всеми ими нужно быть крайне осторожными, потому что то, что сперва кажется увлекательным, потом может перерасти в бред как с точки зрения истории, так и кинематографа – «Падение ордена» сему яркий пример.

Степан АТАМАНОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook