Найти тему
Максим Лазутин

Низкосортная литература. Как это работает и к чему приводит.

Оглавление

В недавней статье про удручающую меня литературу у нас сложилась короткая дискуссия с одним из читателей. В целом там все было довольно цивилизованно и пристойно. Различных диких мыслей (как предположение, что я оторвался от реальности) там также не было, так что смысла приводить скриншот я не вижу.

Однако, эта дискуссия вдохновила, если можно так выразиться, на продолжение.

Круговорот макулатуры в природе

Итак, как же работает эта схема? На самом деле, здесь все несколько сложнее двухкомпонентной схемы "спрос-предложение".

Некий автор (не исключено, что и довольно известный) решает "подкалымить" и выпускает между действительно достойными произведениями поделку. Издательство берет пробный тираж, и размещает его в книжных магазинах. Читатель приходит в магазин, видит на обложке "бренд" известного автора и покупает книгу (от содержания он потом может даже плеваться, но книга уже куплена, а процедуры возврата непонравившейся книги не предусмотрено). Увидев спрос, издательство заключает договор с автором, и тот начинает выпускать по несколько таких поделок в год. Новые и надеющиеся на лучшее читатели снова покупают эти книги, принося издательству деньги. Договор продляется и макулатура продолжает выпускаться. На выходе получаем вечный двигатель, который пока что не остановить.

Почему это происходит?

К сожалению, все сводится к тому, что планка читательских требований существенно падает. Безусловно, еще остаются любители классики и качественной современной литературы. Но подумайте, кто принесет издательству больше прибыли: десять любителей классики или тысяча потребителей литературного фаст-фуда? В итоге в бестселлеры пробивается не то, что нравится читателям, а то, что лучше продается.

Это чисто психологическая проблема. Здесь редко происходит переход количества в качество. Даже наоборот - чем больше в одном месте собирается людей, тем сильнее упрощается их мышление. Книги - не исключение. Массовый читатель - что-то вроде коллективного сознания. И если отдельные его части могут быть самостоятельными, то коллективный разум подобен гигантской амебе. Этим же можно объяснить и популярность литРПГ и попаданцев. Интернет-магазины все больше вытесняют традиционные, а там в топах традиционно первые места занимают эти жанры, иногда разбавляясь женской прозой. Авторы видят, что большому количеству читателей интересна подобная жвачка (причем, уже жеванная) и начинают выпускать ее, порой даже полностью на нее переключаясь.

К чему это может привести?

К тотальному упрощению сознания. Люди перестанут анализировать, поскольку это перестанет быть нужным - им все разжуют и положат в рот. В результате закрученный сюжет уступит место прямолинейному, запутанные логические цепочки - прямым и очевидным, а анализ - потреблению.

Как с этим бороться?

Можно попробовать "снизу", но это будет очень долго. Для этого потребуется, чтобы сменил психологию именно массовый читатель, перейдя хотя бы на одну ступень выше.

Можно проделать это сверху, правда тогда придется менять очень многое. Начиная от оглядывания, что там котируется на Западе (вернее - отказа от этого) до полного перестраивания системы образования. Как минимум - уйти от ЕГЭ к классическим экзаменам. Чтобы убрать субъективность оценивания можно оставить сдачу в другой школе у других учителей. Здесь главное - чтобы молодежь научилась мыслить, выстраивать схемы от общего к частному и наоборот, понимать суть процессов, а не заучивать формулы и значения.

И да, потенциальные "леворюционеры", делать это нужно именно эволюционно, не снося всю систему. Снос неизбежно уронит планку знаний, переключив мозг с аналитических установок на практические.