Лето! Может ли что-то быть прекрасне потрясающих дней в самом начале июля - таких тёплых и таких длинных, когда полдень с чистым небом наполнен трещанием кузнечиков и шумом отдалённого шоссе. В траве развешены пауки, которые поджидают что-нибудь вкусное в своих круглых сетях. Ближе к трём часам на небе появляются маленькие облачка. Они разрастаются, выпучиваются, принимают разные формы, и наконец, сливаются в несколько туч, а те, в свою очередь, склеиваются между собой, и вот уже доносятся звуки грома издалека, а солнце по-прежнему сияет, но вот-вот скроется. Проходит ещё час и на улице становится совсем темно, кузнечики умолкают, гром уже совсем рядом, куски молний видны за лесом. Дождь сначала падает отдельными большими каплями, начинает лить как из ведра…
Именно в один из таких дней 7 июля 2013 года я со своими друзьями Гошей и Толей оказалась на перегоне Шатки – Пешелань Горьковской дороги. Перегон относится к участку Арзамас - Красный Узел.
Какой леший занёс троих москвичей в богом забытую деревню под Нижним Новгородом?
Прежде, чем ответить на вопрос, напоминаю, кто мы. Мы - ЖД фотографы. Чего мы хотим? Старых тарахтящих тепловозов! И участок Арзамас - Красный Узел мог бы нам сказать "их есть у меня!" Здесь трудились 2ТЭ10 всех возможных модификаций, кроме 2ТЭ10Л, причём, как с грузовыми, так и с пассажирскими поездами. Самыми интересными были 2ТЭ10В: внешность - брутальная, возраст - под полвека, дым - чернейший, цвет - зелёный. Простому обывателю, да и локомотивным бригадам, сложно это представить, но все ЖД любители в восторге от подобных тепловозов: от их бубнения, от их запаха, от их внешности, и, разумеется, от чёрного дыма, который они оставляют после себя, когда дают "педаль в пол".
Из Москвы мы выезжали вечером на поезде Москва - Берещино. Я проспал всю дорогу, а мои друзья смотрели, какие электрички на каких станциях стоят. В Муроме Гоша увидел ЭР9-35 – самую старую электричку в России на тот момент. Интересно, приедет ли она к нам?
В 4 часа утра, когда наш поезд приехал в Шатки, на улице было ещё темно, но пассажиров из вагона вышло много, а таксисты и родственники уже встречали их с автомобилями. Через 20 минут все сошедшие разъехались и привокзальная площадь опустела, а поезду открыли выходной светофор. Два жёлтых, из которых верхний - мигающий, говорили о том, что поезд следует по ответвлению, чем и является ветка на Берещино.
А какой тепловоз стоит голове поезда? Что? "Машка"? И, хоть этот поезд ходит с "Машками", кажется, по сей день, для нас это была неожиданость. Вдумайтесь: "Машка" в голове пасажирского на Горьковской дороге - явление, которое оценит далеко не каждый! Немедленно были расставлены штативы, настроены длинные выдержки и три фотоаппарата начали делать три одинаковых фотографии.
Проводив поезд, мы нашли на вокзале милиционера, выяснили, где находится автостанция и отправились туда, чтобы изучить расписание автобусов. Путь наш был проложен по одной из крупных улиц Шатков, тротуар которой отделён от проезжей части зелёной полосой, где растут деревья и кусты. Дома здесь – обычные деревенские с участками, асфальт хоть и с трещинами, но довольно ровный. На автостанции было пусто - ни людей ни автобусов. Мы сфоткали расписание и отправились на перегон.
Сначала шли по той же улице, потом пришлось промочить ноги в мокром поле, чтобы выйти на пути подальше от переезда. А солнце уже показалось из-за горизонта и улыбалось нам своей рыжей улыбкой.
Свет пока бледный, тени нечёткие, но не прошло и 30 минут, как мы услышали первый поезд. Сначала бубнение дизеля где-то за деревьями. Постепенно приближается, но поезда пока не видать. Шум нарастает, появился силуэт локомотива. Бубнение тепловоза ощущается всем телом. Наконец можно разглядеть тепловоз - это 2ТЭ10В, как мы и хотели! Первый поезд и сразу с "Вэхой" - отличное начало, а чудесное рассветное фото радует глаз. Дым идёт из всех щелей - круче любого паровоза!
Солнце тем временем начало греть. А вокруг раскинулись поля Нижегородчины – красота и простор! Куда ни посмотри – не видать им края, словно море, они тянутся далеко-далеко, к горизонту. Там и сям стоят домики и водокачки, полосы деревьев выделяются в полях, словно острова в море, а зайди в это море – утонешь в траве, да и сухим не выйдешь – роса ещё не успела сойти. Вот проехал мимо нас трактор Кировец с громыхающем прицепом.
Сигнализацию развернули для поезда с Шаток – проследовал грузовой со старым коптящим 2ТЭ10М в голове. Прошу заметить, тепловоз ранних номеров, его прожектор обрамлён "сидением от унитаза", некоторые их так и называют "Медведь с прожектором в унитазе". Дизель на нём ещё 10Д100 - душегубка для локомотивных бригад, а фотографам по кайфу. На фото не передать его бу-бу-бу-бу, зато видно, как он "медведит" при разгоне. Каждый из нас сделал своё фото, оба они представлены в карусекли. Какое нравится вам больше?
Настало время для пассажирских поездов, которые, как я уже говорил, в этих краях ходили под половинками от 2ТЭ10. Мы сняли два пассажирских поезда со стороны Арзамаса, и оба они были под тягой 2ТЭ10: один - раннего выпуска с пресловутым "сидением", а второй - боле поздний, окрашенный в "Горьковскую" ливрею, оба они заняли достойные места в моей коллекции. Машина 2899 каким-то чудом сохранила свою окраску по сей день.
После пассажирских движение на пару часов стихло, а жара набирала обороты: запасы воды иссякали, зато ноги высохли. Мы притомились, но, в конце концов, дождались грузового поезда, который прошёл с крутым 2ТЭ10В со стороны Арзамаса. Этот тепловоз - вообще бомбический. Номер у него 4805, но секция, которую вы видете на фото, очевидно, раннего выпуска и номер её перебит, это хорошо видно по её "трубчатому" метельнику. Тепловозы 2ТЭ10В уже в 2013 году были редки, а уж тем более, с таким аксессуаром, а на сегодняшний день эта серия полностью ушла с сети РЖД. Почти одинаковые фото получились у меня и у Толяна, какая вам нравится больше?
Следующим номером в нашей программе был пригородный поезд Арзамас - Ужовка, который на сегодняшний день отменён (власти нижегородской области своих не бросают?). Для съёмки поезда, который мы рассчитывали видеть с тепловозом ЧМЭ3 в окраске Горьковской дороги, мы переместились ближе к станции Шатки и попрятались от жаркого солнца по кустам. А вот и пригород, да тепловоз не тот - красно-серый, зато следом за пригородным проследовал зелёный ЧМЭ3 с вагоном-путеизмерителем.
На небе стали сгущаться тучи, они уже ползали вокруг солнца, наверное, с полчаса, но никак не могли его закрыть. Всё указывало на сильный ливень в скором времени. Тут сигнализацию в очередной раз развернули для поездов со стороны Шатков и на горизонте показался очередной грузовой. Это была третья на сегодня Вэха, да ещё в окраске ГЖД, с жёлтым треугольником на носу! Жалко, что тучи не успели скрыть солнце, в результате поезд получился в "контровом" свете, что мешает оценить красивые цвета локомотива.
Сразу после "Вэшки" на Арзамас проехала 2М62У-0319, возвращаясь из Берещино, чтобы вечером опять туда вернуться и забрать состав. Фото зелёного тепловоза в зелёных лугах нижегородчины отправилось в коллекцию.
Добравшись до автовокзала, мы запаслись продовольствем в местном продуктовом магазине, поприветствовали местного ленивого кота, залезли в местный пазик и уехали в Арзамас - город, наводнённый тогда автобусами ЛИАЗ-677 (ссылка в конце).
Железная дорога Арзамас - Красный узел получает от меня 10 сидений унитаза из 10, правда, в 2022 году я бы не поставил ей такую оценку. Тепловозы 2ТЭ10 разных годов выпуска, разных оттенков зелёного, с разными элементами экстерьера портят воздух чёрным дымом на радость фотографам и назло Грете Тунберг - что ещё нужно для счастья?
С вами был Блог ЖД Фотографа. Не забывайте об активностях под статьёй - лайки, комментарии, подписки и всё остальное. Заранее благодарю. До новых встреч!
Продолжение: