Если в каком-либо явлении в искусстве можно вычленить ось, которая имеет прочную, мотивированную основу, которая пронизывает пласты времени и культуры, проникая в них, насыщая своими идеями и напитываясь из них силами для дальнейшего роста. Ось, которая не становится чужеродной, вне зависимости от того, как далеко она выросла от своего первого корня, то для прерафаэлитов этой осью был Данте Габриэль Россетти.
Габриэль Данте Россетти родился в Лондоне 12 мая 1828 года в семье итальянского политического беженца. Его отец Габриэль Россетти был поэтом и исследователем творчества Данте Алигьери. На новой родине он нашел себя в преподавании итальянского языка в Королевском колледже Лондона. Мать, Френсис Полидори была наполовину итальянкой, наполовину англичанкой и занималась частным преподаванием. В такой семье не могло родиться плотника. Их дочь Кристина Джорджина (1830 – 1894 гг.) станет поэтессой, Мария Франческа (1827 – 1876 гг.) продолжит исследования отца, станет писательницей, в нее будет влюблен Чарльз Олстон Коллинз (о нем подробнее можно почитать здесь), а в возрасте 46 лет она примет монашеский постриг. Младший сын, Уильям Майкл (1829 – 1919 гг.) станет арт-критиком, поэтом и редактор декларации Прерафаэлитов и журнала «Росток», исследователем Байрона и Шелли. Габриэль Данте же, будет нести имя Россетти сквозь время.
Он поступил в Рисовальную академию Сасса в конце лета 1841 года. В какой-то момент он поставил своего кумира на первое место и с этого часа его имя стало звучать как Данте Габриэль. Через три года его примут стажером в Королевскую академию художеств (он успешно проучится там год и станет полноправным студентом в декабре 1845 г.) (о том как проходил прием и обучение в академии мы писали здесь). Постепенно его все больше захватывает живопись и поэзия. И глубоко в душе, он себя больше видел поэтом и мечтал именно о таком признании, но тем не менее, в 1848 году он недолгое время будет учиться у Форда Мэдокса Брауна. И именно живопись этого художника даст прерафаэлитам техническую возможность реализовать свою концепцию о цвете, но об этом немного позднее.
В 1848 году, вместе со своим другом Уильямом Холманом Хантом, они сняли студию на Кливленд-стрит. Там было основано братство Прерафаэлитов, когда группа молодых людей пошли против академической доктрины. По их мнению, живопись Микеланджело и Рафаэля Сати привнесли в живопись декаданс. Она решили писать чистыми цветами, как это делали мастера темперы. Здесь им и пригодился опыт Брауна, ведь им предстояло писать маслом без тонких лессировок, добиваясь чистоты и яркости цвета. В этом помогли свинцовые белила в грунтовке холста. Этот искристый белый цвет, на контрасте темного охристого подмолевка Рембрандта, принятого а Академии, позволил выкрутить яркость цвета на максимум.
Надо было освежить перечень предпочтительных источников сюжетов. И путем голосования на первое место встала Библия. И это в англиканской стране, где религиозная живопись была не в почете и не в традиции. На втором месте оказался Шекспир, а далее плеяда современных литераторов и национальных мотивов. В этом их поддержал Джон Рескин, который занимался изучением и популяризацией старых мастеров. Стоит отметить, что английский зритель был очень отдаленно знаком с работами раннего Возрождения, но ему, как и художникам братства была прекрасно знакома готическая книжная иллюстрация и иллюминированные книги готики и севера Европы. Поэтому, чем дальше развивалось течение, тем больше его представители обращались к готическим формам и техникам, дойдя до издательства Морриса и витражей Берн-Джонса. Поскольку в доме Россетти царил культ итальянской литературы, то Данте Габриэль был исключением, его вдохновляла материал исторической родины.
И свою возлюбленную он нашел по образу Беатриче.
Лиззи Сиддал в братство привел Уолтер Хауэлл Деверелл. Она стала прекрасной моделью, полностью соответствующей всем запросам художников на национальную красавицу. К сожалению, их с Россетти взгляды на совместную жизнь не очень совпадали. Лиззи считала, что изменять плохо, а Данте нет. У двух творческих характеров ссоры получались громкими. Однако, через 10 лет отношений, принцип братства и живописи с натуры приведет к трагедии. Во время написания «Офелии» Милле, девушка сильно простыла, лежа в ванне с холодной водой. Потеря ребенка, зависимость от лекарств и общее плачевное психическое состояние привели к трагедии и девушки не стало. Данте, несмотря на многочисленные романы, очень тяжело переносил потерю своей Беатриче (подробнее об этой истории можно почитать здесь). Но нашел свое утешение у Джейн Моррис. Жены своего друга и ученика, Уильяма Морриса, которого ранее, вместе с Берн-Джонсом, отговорил от обучения на богословском факультете Оксфорда и мотивировал заняться живопись. Моррис и Берн-Джонс станут основой второй волны прерафаэлитов и движения «Искусств и ремесел».
На протяжении всей своей карьеры художника Россети не отказывался от стихов, прозы (не считая перерыва после смерти Сиддал) и национальной литературы. В 1850 году вышел в свет первый номер журнала «The Germ», который создал Россетти, его переводы итальянской литературы будут опубликованы в 1861 году.
Его здоровье пошатнулось в 1872 году, и он оставил большую часть своих старых друзей. С 1871 по 1874 год он подолгу жил в поместье Келмскотт у Джейн и Уильяма Моррисов. В сложной творческой натуре проявлялись симптомы паранойи и ослабевающее зрение лишь усиливало его страдания. В 1881 году вышло новое издание его стихов, баллад и сонетов, а через год его не станет.
Вероятно, его мечта исполнится самым неожиданным образом, стихи и живопись Россетти станут источником вдохновения для символистов, в том числе и в России. Например, стихотворение Николая Гумилева «Музы, рыдать перестаньте».
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.