Рубрика: #культурнаясреда
⠀
«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.
Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920 гг.)
Младший брат художника Константина Маковского.
Яркий представитель социально – художественного движения.
Мастер жанровой картины, входил в ряд самых дорогих художников эпохи.
Маковский с 1872 года был принят и затем входил в число руководителей Товарищества передвижных выставок на протяжении всего времени существования объединения .
Владимир Егорович родился в семье, которая считалась культурным центром Москвы творческой элиты.
Его Мать Любовь Молленгауэр была певицей и уважаемым педагогом консерватории, а отец Егор Маковский – художник, коллекционер и музыкант, входил в число основателей «натурального класса», который в 1834 был преобразован в «Училище живописи и ваяния» Московского художественного общества. В семье Маковских было пятеро детей, трое из них стали художниками. В гости к Маковским часто приходили такие мастера живописи, как Василий Тропинин и Карл Брюллов. Они занимались с детьми и разрешали приходить к себе в мастерские наблюдать за работой. Дети росли в творческой среде, это сыграло значимую роль в формировании их художественного вкуса. Владимир хорошо пел, играл на скрипке и гитаре и уже в возрасте 15 – ти лет без труда поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества.
Основной темой творчества Маковский избрал социально – бытовой жанр, вдохновленный идеей народничества, в противовес академизму, художник являлся представителем реализма.
Сделав героями своих полотен представителей различных социальных групп и сословий России. Преимущественно художник изображал людей труда – крестьян и ремесленников, обладателей разных возрастов и характеров. Сюжеты его литературны, – глядя на них возникает целая история, включающая в себя не только изображенные, но и предыдущие и последующие события. Владимир Маковский также занимался иллюстрацией произведений – А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова. Особенно художнику полюбилось произведение Гоголя «Мертвые души» их Маковский иллюстрировал не один раз.
Владимир Егорович часто бродил по ночлежкам, дешевым трактирам, блошиным рынкам в поисках подходящей натуры. Не смотря, на то, что главными героями полотен Маковского были бедные люди, работы его оценивались довольно высоко.
На художника сильное впечатление произвели рассказы и повести Ивана Тургенева по их мотивам он начал писать картины с изображением детей.
За работу «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский был удостоен большой золотой медали и звания художника 1-й степени.
А картина «Игра в Бабки» стала первой работой художника, которую Павел Третьяков приобрел для своей галереи. Затем Третьяков приобрел еще несколько работ Маковского.
1873 году Владимир Маковский написал картину – «Любители соловьиного пения» за нее художник получил звание академика живописи. Это полотно отвезли на всемирную универсальную выставку в Вене.
1887 году Маковский стал получать заказы на роспись храмов. Он создал иконы и фрески для Московского храма Христа Спасителя.
1892 году Владимир Егорович получил почетное звание профессора Императорской Академии Художеств. Он создал собственную мастерскую по классу жанровой живописи, среди его учеников были такие художники, как Абрам Архипов и Василий Бакшеев.
А с 1895 года Владимир Маковский стал ректором высшего учебного заведения при Императорской Академии Художеств.
Маковский также являлся одним из самых плодотворных и авангардных членов Товарищества, начиная с 1872 его картины присутствовали на каждой передвижной выставке в количестве от 10 до 20 работ.
В 1915 году художник отметил 50 – летний юбилей своего творчества.
Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.
Другие публикации рубрики «Культурная среда»