В прошлой статье я рассказал вам про БМП-1 — первую в мире серийную боевую машину пехоты.
7 ноября 1982 года во время парада на Красной площади впервые показали модернизированный вариант БМП-2. Сегодня поговорим о нём, так как именно такая машина стояла в Парке Патриот в Коврове, рядышком с БМП-1.
Работы по Объекту 675 велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года. Свой вариант модернизации БМП-1 также представил Челябинский тракторный завод (Объект 769), но в серию пошла курганская разработка.
Основное отличие БМП-2 от БМП-1 заключалось в установке более крупной башни, в которой размещались сразу два члена экипажа: командир отделения (справа) и наводчик-оператор.
Третьим членом экипажа был механик-водитель, размещавшийся в передней части машины слева от моторно-трансмиссионного отсека.
В задней части БМП-2 находились места для десанта из 7 человек, которые могли отстреливаться через бойницы в бортах.
Десантное отделение помимо прямого назначения может использоваться для перевозки различного военного груза, не превышающих в длину двух метров, а также одним разом может перевезти двух лежачих раненых в сопровождение санитаров и подключенной к ним капельницей.
Кроме того, внутри можно какое-то время выживать даже в условиях повышенной внешней радиации.
Я хочу сказать, что БМП-2 был действительно многоцелевой машиной, способной выполнять самый широкий спектр задач, вплоть до эвакуации с поля боя поврежденной техники.
БМП-1 был оснащен комплексом вооружения 9К11 «Малютка», у которого дальность поражения целей составляла от 500 до 3500 метров. Чтобы машина могла быть эффективной на дистанциях ближе 500 метров, БМП-1 оснастили 73-мм гладкоствольной пушкой.
В 1970-х годах появились более совершенные противотанковые комплексы, которые уже не имели мертвой зоны, поэтому необходимость в гладкоствольном орудии пропала.
Вместо неё на БМП-2 установили 30-мм автоматическую пушку 2А42, с которой спарен 7,62 мм пулемёт ПКТ.
Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.
Корпус и башню БМП-2 сварили из катаных стальных бронелистов, которые позволили снизить массу на 10% по сравнению с БМП-1.
Приземистый силуэт позволял довольно просто прятать БМП-2 в мелколесье, на кукурузном поле и даже на открытой местности. Это здорово отличало отечественную машину от зарубежных аналогов.
Задние двери распахивались, обеспечивая хотя и небольшую, но всё же защиту для десантников во время выхода из БМП.
БМП-2 оснащался 6 гранатомётами системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами, а также термодымовой аппаратурой многократного использования.
Последняя позволяла значительно повысить дымность работы двигателя нажатием тумблера на панели механика-водителя.
Силовым агрегатом был 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском мощностью 210-221 кВт.
Его было достаточно, чтобы разогнать БМП-2 на шоссе до 65 км/ч и до 7 км/ч на плаву (и это только за счет вращения гусениц, так как водометов тут не было).
Силовой блок находится в самой передней части машины, под «ребристым» верхним броневым листом.
Он включает коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ.
А вот двигатель, находящийся справа от водителя-механика, полностью закрыт. Добраться до него без специального оборудования было невозможно.
Плановое обслуживание мотора осуществлялось через небольшие технологические люки.
Ходовая часть БМП-2 была практически аналогична БМП-1. У первого и второго БМП было довольно любопытное управление. Процитирую Википедию:
В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. При повороте «штурвала» в сторону происходит плавно-равномерное перераспределение тяги на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу. После отпускания «штурвал» сам возвращается в исходное состояние.
За долгие годы эксплуатации БМП-2 показал себя эффективной и надежной машиной.
Её применяли во всех основных конфликтах СССР и постсоветского пространства.
В России до сих пор на вооружении стоит более 6500 БМП-2, а еще они есть в нескольких десятках стран, включая Украину, Индию, Афганистан и Индонезию.