Найти тему
Христианство и смысл жизни

О долготерпении и милосердии Божием

Оглавление

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк. 4: 18-19).

Бога мы можем познать только через Иисуса Христа, «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.» (Кол. 1: 15-17); «Видевший Меня видел Отца;» (Ин. 14: 9); и через Его Слово. И через Иисуса Христа мы можем увидеть великое милосердие и долготерпение Божие к людям, несмотря на человеческую злобу и неблагодарность, которую проявили по отношению к нему иудеи. Он учит людей любви и милосердию, а также показывает это всё и на Своём примере, не только Словами учит, но и Своим примером. В Евангелие всё поучительно и полезно для души человека. Господь Иисус Христос являл Своё милосердие людям, кормил голодных, исцелял больных, изгонял бесов, учил людей добру, проявлял милосердие к кающимся грешникам, защитил женщину, которую взяли в прелюбодеянии, воскрешал мёртвых. «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.» (Лк. 7: 11-15). Господь не кем не пренебрегал, исцелял прокажённых, которых все избегали, не пренебрегал общения с мытарями и грешниками. «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мк. 2: 15-17). И всё это Он делал ради людей, несмотря на то, что люди не отвечали Ему благодарностью, как иудеи, например. «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10: 31-32). Даже и ближайшие Его ученики, бежали, когда Он был схвачен фарисеями: «Тогда все ученики, оставив Его, бежали.» (Мф. 26: 56). Господь же был Верным до конца, и пошёл на крест, добровольно, ради нас, чтобы спасти нас от рабства дьявола и греха. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её.» (Ин. 10: 17-18).

-2

Причём милосердие и долготерпение Христа мы можем увидеть не только к Его ученикам, и не только к кающимся грешникам, но даже и к врагам. Вот несколько примеров из Евангелия. Когда первосвященники и книжники пришли, чтобы схватить Его, то один из Его учеников, а именно Пётр, ударил раба первосвященника и отсёк Ему ухо, но Иисус запретил Ему и сказал, чтобы он вложил меч в ножны и исцелил ухо раба: «И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.» (Лк. 22: 51-52). Вот ещё случай, когда Иисус бы на суде у первосвященника, то один из служителей первосвященника ударил Его по щеке, но даже здесь Господь проявил Своё милосердие и долготерпение к этому служителю, пытаясь вразумить его. «Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 22-23). Видно даже проявление Его милости и долготерпения к фарисеям, которые впали в гордость и ожесточение, тем самым удалившись от Бога, но Господь и им желал добра, переживая о их жестокосердии, стараясь обличить, вразумить их, и тем самым привести к покаянию: «И пришёл опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.» (Мк. 3: 1-5). И как точно Христос сказал о них, фарисеях, что они: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23: 24). Заметим разницу, фарисеи, религиозные лидеры иудейского народа и так были далеки от Бога. Если Христос не гнушался не одним человеком, не грешниками, ни блудницей, ни мытарями, ни прокажёнными, но принимал их и прощал, то фарисеи, напротив, старались избегать общения с такими людьми. И даже накануне Пасхи боялись зайти в преторию к Пилату, чтобы не оскверниться, так как Пилат был язычником, но при этом осквернили себя, предав Христа на распятие: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин. 18: 28-29). Вот уж точно, комара оцеживали, а верблюда поглощали. Из этого видно, как ослепляет гордость, к какому ожесточению сердца она приводит. Ведь фарисеи считали себя избранными, а язычников презирали. Вот почему опасна гордость и нужно её всячески избегать и не превозноситься ни над кем. И Иуду Господь хотел привести к покаянию, намекая ему, что он знает, что Иуда собирается предать Его: «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» (Ин. 13: 27). Также Его милосердие проявляется к народу иудейскому, который сначала кричал: «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9) , а потом те же иудеи кричали: «распни, распни Его!». (Ин. 19: 6). Он же в это время молился за них: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк. 23: 34). Милосердие Христа мы видим к благоразумному разбойнику, покаявшемуся, который тут же услышал от Господа ответ: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23: 43). Даже будучи на кресте, Господь позаботился о своей Матери, которая стояла при кресте: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе.» (Ин. 19: 26-27).

Христос на суде Первосвященников
Христос на суде Первосвященников

Велико милосердие и долготерпение Божие, несмотря на неблагодарность человеческую. Господь терпел все пороки человеческие, будучи здесь на земле. А как мы видели не только фарисеи, но и даже Его ближайшие ученики, будучи людьми, проявляли различные пороки; «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17: 17). Также Он терпит и нас сейчас с нашими грехами и страстями. «Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь;» (Псалом 61: 10). Неблагодарность человеческая к Богу и сейчас проявляется, когда люди постоянно пренебрегают Словом Божием, Его заповедями, пренебрегают любовью к Богу и ближним, ради своего эгоизма. Но Господь долготерпит нас и даёт нам всё необходимое для жизни: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. (Плач Иер. 3: 22). «Если бы Бог ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то человеческий род уже не существовал бы». Святитель Иоанн Златоуст. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псалом 102: 8) . Милость Его и любовь проявляется ко всем, и к праведным, и к неправедным, Он учит этому и нас: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). И поэтому не надо никогда отчаиваться, а уповать на милосердие и долготерпение Божие, и надеется не на свои дела, а на милость Божию, потому что своими делами человек не оправдается. «Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.» (Псалом 142: 1-2). « Не думай о множестве твоих грехов, но вспомни о бесконечной благости Божией. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но есть средство и от отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие и долготерпение». Святитель Иоанн Златоуст. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.» (Псалом 50: 3). Но естественно не нужно пренебрегать милосердием и долготерпением Божиим, и продолжать делать зло, ведь Господь, желает привести всех к покаянию, поэтому долготерпит: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.» (Рим. 2: 4-6). Господь ждёт от людей плоды покаяния. Долготерпение и милосердие Божие к нераскаянным грешникам мы можем видеть в следующей притче. «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». (Лк. 13: 6-9). Ведь когда-нибудь придёт, конец долготерпению Божию и настанет день Страшного Суда, когда уже покаяние будет невозможно, как случилось с фарисеями, когда Господь пытался привести их к покаянию, а потом сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: «благословен Грядый во имя Господне!»» (Лк. 13: 35). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» (2-е Петра 3: 9). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением;» (2-е Петра 3: 14-15). Милость Божию увидят люди, боящиеся Его и хранящие Его заповеди: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.» (Псалом 102: 17-18). А по поводу нераскаянных грешников, не принявших Слово Его, Господь говорит: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» (Ин. 12: 47-48).

Если мы хотим милости от Бога, то и мы должны поступать милостиво с ближними. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Также милосердие и долготерпение Божие мы можем видеть через святых, которые по примеру Спасителя были добры ко всем, помогали людям, исцеляли болезни и т.д. К этому призваны все христиане. Но сам по себе человек не сможет всё это проявить, потому что как мы видели, люди, удалившиеся от Бога, впадают в гордость и ожесточение «ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). Святые же тоже творили дела силою Божией: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев: Той даст си́лу и держа́ву лю́дем Свои́м, благослове́н Бог.» (Псалом 67: 36). «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.» (Еф. 3: 20-21). Но естественно, нам нужно понуждать себя к делам милосердия, даже если и не хочется, потому что так заповедал Господь. И Господь, видя наше стремление к добру, подаст нам и желание творить добро от чистого сердца. Если Он увидит в нас Свой образ, то тогда примет, как Своих детей, в Царствие Небесное. «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.» (Лк. 6: 36). Жестокосердие, напротив, качество, свойственное дьяволу. Например, про Иуду, который предал Христа, поступил так жестоко и подло по отношению к своему Учителю, Которого знал три года, говорится что в него вошёл сатана: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана.» (Ин. 13: 26-27). Поэтому надо стремиться подражать Господу и поступать милосердно и честно. Также и долготерпению Божию мы должны подражать, как терпели святые: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.» (Иак. 5: 11). «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.» (Евр. 6: 11-12).

-4

«И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.» (Исаия 29: 18-21).

Если Вам понравилась статья ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!