В книге «Башкирские родословные» было опубликовано шежере юрматынского племени, названное составителями «Родословная от Адама до Юрматы-бия и далее по аулам и аймакам».
В нем даются прямые потомки Юрматы бия до 23 поколения от него, то есть практически шежере должно быть доведено до начала XX века. Шежере само по себе огромно, в нем более 900 имен. Верхняя часть родословной легендарна, что было характерно для таварихов и шежере.
В данной статье делается попытка анализа шежере как исторического источника на примере одной линии потомков Юрматы бия на основе привлечения архивных материалов XIX -начала XX в.
Из всех потомков Юрматы бия, обращают внимание некоторые, прежде всего Аллагуват, Туктамыш, Сатучи.
Дело в том, что в д. Нижний Аллагуват Стерлибашевского района в марте 1973 г. известный филолог Рашит Шакур от 82-летней Фагили Баргучевой записал предание об основании деревни. По преданию, деревню основал старик по имени Аллагуват, который раньше проживал в д. Аллагуват нынешнего Стерлитамакского района. Данная деревня примерно располагалась в районе поворота в сторону г. Ишимбай.
Аллагуват переселился на новое место и основал новую деревню под тем же названием. Как отмечено у Асфандиярова, деревня Аллагуват Стерлитамакского района носила имя старшины Юрматинской волости Аллагувата, который был участником восстания 1737 г.[1]
В русских источниках д. Аллагуват впервые упоминается в 1751 г.[2] В 1756 г. в деревне отмечен сотник Аскар Аллагуватов. Деревня же Аллагуват в Стерлибашевском районе была показана на карте Уфимского наместничества за 1786 г.
В книге «Башкирские родословные» отмечены Аллагуват и его сын Аскар. Аллагуват оказывается потомком Юрматы бия в 16 поколении. Имея в виду то, что в исторической науке принято считать одно поколение за 25 лет, получаем промежуток между Аллагуватом (1737) и Юрматы бием в 500 лет. Таким образом, Юрматы бий жил примерно в 1237 г. во времена Батыя. Это почти соответствует шежере, где сказано, что Юрматы-бий получил от Чингисхана (умер в 1227 г.) атрибуты власти.
По шежере Аллагуват приходится правнуком человеку по имени Туктамыш. Обратим внимание на этого человека. В дд. Верхний и Нижний Аллагуват Стерлибашевского района до сих пор проживают Туктамышевы. Как показывают документы, в XIX веке многие жители д. Аллагуват носили данную фамилию. Именно от Туктамыша ведут свои родословные многие аллагуватовцы.
Вот как выглядит родословная Аллагувата по шежере: Шабан-хан→Буджан-хан→Исмагил-хан→Алмалы-хан→Юрматы бий→Юрми бий→Гали б ий→Аккучкар→Худайбирди→Агей→Чулан→Карачобан→
Буджуртулак→Булкакчи→Буранчи→Илкилди→Туктамыш→Актамбирди→Кулуш→Аллагуват.
В шежере показано пять сыновей Туктамыша. Среди них особый интерес представляют потомки младших сыновей: Актамбирди, Акбирди и Мекеша. Они, как оказалось, проживали в д. Аллагуват современного Стерлибашевского района. В шежере даются и потомки Аллагувата. В нем отмечен лишь один сын Аллагувата: Аскар. У Аскара был сын Бикташ, у него – сын Хамит, у Хамита – двое сыновей: Кадир и Акчура (в шежере указаны также сыновья, внуки и правнуки Кадира и Акчуры, но они для нас не столь важны). У Акбирди было двое сыновей: Кюски и Теляубирди. Вот как продолжается генеалогия: Кюски→Чуваш→Ильяс→Юлдаш→Гумер, а у Теляубирди→Курман→
Буранчи→Габдулжалил→Сатучи→Ишбай→Низамидин. Также приводим потомков младшего сына Туктамыша: Мекеш→Тебянек→Мавги сотник→Мавлиткул→Качкын→Алчынбай→Галиулла мулла→Алтынбулат.[3] Все эти шежере приведены в графическом виде для того, чтобы читатель имел возможность зрительно его представить. Дело в том, что в книге «Башкирские родословные» шежере показано в виде родословной росписи. Это затрудняет восприятие материала.
Материалы ревизий позволяют уточнить данные шежере. Как они показывают, потомки Аллагувата, Чуваша и Мавги проживали в первой половине XIX в. в д. Аллагуват, а потомки Габдулжалиля – в д. Кабакуш Стерлитамакского уезда.
В 1816 г. в д. Аллагуват в доме № 6 зарегистрирована семья Кулсары Аллагуватова (1750-1826). Он был младшим сыном основателя деревни. В первом же доме проживал помощник юртового старшины Хамит Бикташев (1762-1828). Вместе с ним были записаны его братья: Амангильды (1773-1822), Байгильды (1777-1839), Байдавлет (1795-1831) Бикташевы. По их датам рождения можно узнать примерные годы жизни Бикташа Аскарова, внука Аллагувата.
По ревизским сказкам у Хамита Бикташева было трое сыновей: Валит (1791-1849), Юсуп (1815), Габдулсалям (1818). В шежере же у Хамита указаны сыновья: Кадир и Акчура. Это первое противоречие между официальными документами и шежере.
В домах №№ 2, 3, 4 проживали братья: походный старшина Аит (1763-1829), Алибай (1766-1850), Габделвагап (1769-1833) Ишсарины. Старший сын Аита Ишсарина Давлекан (1780) был зауряд-сотником, зауряд-есаулом. Довольно богатым человеком был и третий сын Аита Мамбеткул (1793). Так, в 1848 г. за свою дочь Сабилю (1832) он у имам-хатыпа Четырмановской соборной мечети Мухаметшарифа Давлетбердина (1809) попросил калыма в 1100 рублей. Это была астрономическая сумма, в то время за 10 рублей можно было купить лошадь.
Имя Ишсары близко к имени младшего сына Аллагувата. Также следует иметь в виду, что в эпоху полукочевого скотоводства дома располагались по аймачному принципу. Родственники старались селиться поближе друг к другу. Поэтому можно предположить, что Ишсары также был сыном Аллагувата.
В д. Аллагуват также проживали Ильяс (1752-1824) и Юлгутлы (1770-1849) Чувашевы (в шежере указан лишь один сын Чуваша – Ильяс). У Ильяса было двое сыновей: Юлдаш (1767-1831) и Муллаш (1774-1831). Старшего сына Юлдаша звали и на самом деле Гумер (1791). Кроме него у Юлдаша были еще сыновья: Сулейман (1794) и Муса (1805).
Гумер Юлдашев был человеком военным, начал служить в начале 1808 г., участвовал в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах в составе 9-го башкирского полка. Был награжден серебряными медалями.
1 марта 1829 г. был произведен в урядники. В 1829 г. находился на линейной службе в Кизильской крепости, в 1832 г. – в Орской, в 1835 г. – в Оренбурге. Гумер был человеком грамотным. В 1842 г. он переселился в д. Буранчино, где также проживали его дальние родственники.
Таким образом, данная линия потомков Юрматы бия показана в шежере правильно, не включены лишь младшие представители.
Муллаш и его потомки в шежере отсутствуют. У него между тем было двое сыновей: Габбас (1805-1844) и Абдулнасыр (1813). Один из внуков Абдулнасыра Муллашева Миннибай Ямалетдинович Ильясов (1887) 6 июля 1912 г. указом Уфимского губернского правления за № 2352 был назначен муэдзином Верхне-Аллагуватовской соборной мечети. Внуки Габбаса Муллашева, в частности Шамситдин Хисамутдинович (1860), Хайретдин Гималетдинович (1881), Гиляжитдин Низамутдинович (1863) Ильясовы, в начале XX в. также проживали в д. Верхний Аллагуват.
В 1834 г. Юлгутлы Чувашев (1770-1849) назван отставным муэдзином. Он, наверное, был одним из первых официально утвержденных духовных лиц в деревне. Однако в 1816 г. его духовный сан не указан. У него было 4 сыновей: Кулгильды (1793-1831), Абдрашит (1809-1863), Габит (1815-1831), Тагир (1816).
Два его сына пошли по стопам отца, стали священнослужителями. Духовными лицами стали и внуки, и правнуки Юлгутлы. Появилась целая династия священнослужителей (в XIX – начале XX в. потомки Юлгутлы Чувашева носили фамилию Туктамышевых).
Абдрашит Юлгутлович Туктамышев был назначен имамом и учителем Аллагуватовской соборной мечети 3 апреля 1831 г. Он был имам-хатыбом Аллагуватовской (затем Верхнее-Аллагуватовской) мечети 32 года. 21 мая 1835 г. муэдзином стал и младший сын Юлгутлы Тагир. Он прожил долгую жизнь, был муэдзином около 50 лет в д. Аллагуват, затем в д. Верхний Аллагуват.[4] Умер Тагир Туктамышев примерно в 1885 г. Имамом являлся и старший сын Тагира Даминдар Туктамышев (1845). Утвержден он был в должности 12 декабря 1886 г., однако служил недолго, вскоре умер.
Имамом Верхне-Аллагуватовской мечети 10 апреля 1898 г. стал сын Даминдара Габит Туктамышев (1870-1920). Таким образом, данная линия потомков Туктамыша дала пятерых официальных священнослужителей.
В д. Аллагуват, наконец, проживали потомки младшего сына Туктамыша. У Мавлиткула было 4 сыновей: Качкын (1753-1825), Таип (или Таиш) (1756-1831), Яуш (1757-1821), Даут (1766-1826). В 1816 г. Даут Мавлеткулов являлся указным муллой.
Кроме Яуша все сыновья Мавлиткула оставили многочисленное потомство. Среди них и военные, и духовные лица. Качкын имел 6 сыновей. Назовем их: зауряд-есаул Алчинбай (1776), Тулынбай (1780), Исхак (1791-1844), Ахтям (1795-1835), Мухамет (1807), Давлетберды (1819-1847).
Алчинбай начал военную службу в 1794 г., 10 января 1810 г. был произведен в зауряд-есаулы. В составе 9-го башкирского полка участвовал в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах, был награжден двумя серебряными медалями. Его младший сын Галиулла Алчинбаевич Мавлеткулов (1827) 1 августа 1855 г. был назначен имамом Нижнее-Аллагуватовской пятивременной мечети. С июля 1862 г. он также заведовал одновременно соседней Мустафинской соборной мечетью.
Галиулла Мавлеткулов умер в середине 80-х гг. XIX в. Напомним, что в шежере отмечена лишь данная линия потомков Мавлиткула. Нам неизвестно, был ли у Галиуллы Мавлеткулова сын Алтынбулат. Однако известно, что у муллы было 4 сыновей: Сахиулла (1850) (у него сыновья – Сулейман 1882 г. р., Миннигали 1890 г. р., Сайфулла 1898 г. р.), Хидиат (1860) (у него сын – Ибатулла 1883 г. р.), Гариф (1870), Хабибулла (1870).
Другие линии, идущие от Мавлиткула в шежере не вошли. Отметим, что уже в первой половине XIX в. Мавлеткуловых было довольно много в деревне. У Яхъи Тулынбаевича Мавлеткулова было трое сыновей: Шугаип (1846), Мухамедьян (1858), Салават (1868). Бикбай Гайнитдинович Мавлеткулов (1872) был внуком Мухамета (1807), правнуком Качкына.
Зауряд-есаулом являлся и старший сын Таипа Мавлеткулова Нарынбай (1797). Начав военную службу в начале 1815 г., уже 19 июня того же года был произведен в зауряд-есаулы. В 1823 г. он побывал на линейной службе в Илецкой крепости, в 1831 г. находился в киргизской (казахской) степи при султане Нурали. У него было 4 сыновей: Мухаметзян (1822), Якшигул (1824), Ахметзян (1839), Абдрахман (1847). Военным был и Мухаметсалим Даутович Мавлеткулов (1815). Также приступив к службе в 18 лет, 2 мая 1838 г. стал урядником. В отличие от Нарынбая он был неграмотным.
Сын Мухаметсалима Бикмухамет родился лишь в 1873 г. Младший сын Мухаметкарима Даутовича Мавлеткулова (1809) Кутлуберды (1839) был духовным лицом. Он стал имам-хатыбом Верхне-Аллагуватовской соборной мечети в 1863 г. после смерти Абдрашита Туктамышева. Точная дата его смерти неизвестна, но в 1900 г. еще был жив. Кутлуберды был муллой около 40 лет. У него был сын Мухаметшакир (1876).
Потомки Габдулжалиля проживали в д. Кабаккуш: Сатучи (1778-1848), Кунакбай (1786-1835), Муллабай (1790), Муллагул (1798-1824) Ишбаевы. Таким образом, Сатучи был сыном Ишбая, а не его отцом, как отмечено в шежере. У него было трое сыновей: Галлямитдин (1810) (у него сыновья: Гималитдин 1833 г. р., Хисамитдин 1836 г. р.), Шарафетдин (1815) (у него – Зайнетдин 1843 г. р., Насретдин 1849 г. р.), Залялитдин (1819). Сына по имени Низамитдин у Сатучи не было. Его брат Муллабай начал военную службу в 1809 г., 18 января 1816 г. был произведен в зауряд-есаулы. В 1830 г. он участвовал в составе 11-го Оренбургского казачьего полка в подавлении польского восстания. Здесь в г. Минске находился под судом по подозрению в участии ограблении местной церкви.
У Муллабая был один сын Давлеткильды (1821), у него – сын Абдулмухамет (1840). Кунакбай и Муллагул Ишбаевы мужского потомства не оставили. В документах фонда Оренбургского военного губернатора (И-2) приводится также фамилия Муллабая Ишбаева – Татигачев. В данном факте, возможно, кроется одно из противоречий в генеалогии юрматынцев. Дело в том, что такой ученый, как З. Валиди, был уверен в ногайском происхождении бия Татигаса.[5]
Таким образом, «Родословная от Адама до Юрматы-бия» является ценнейшим историческим источником, введенным в научный оборот в последние годы. Несмотря на многие допущенные составителями шежере ошибки, в нем дается генеалогия юрматынцев непрерывной линией от легендарного Юрматы-бия до начала XX века. До этого такие длинные шежере юрматынцев не были известны. Уже правнуки Юрматы-бия биями не являются. В тот период власть перешла к ногайской линии. Ногайцем был такой вождь юрматынцев как Бурнак, возможно и Татигас. Недаром их имена в данном шежере отсутствуют.
Остается добавить, что потомки Юрматы-бия: Бикташевы, Кулсарины, Ишсарины, Ильясовы, Туктамышевы, Мавлеткуловы до сих пор проживают в дд. Верхний и Нижний Аллагуват, Сатучины – в д. Кабаккуш Стерлибашевского района.
Использованная литература:
[1] Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1. Справочная книга. Уфа, 1997. С. 157.
[2] Хисамитдинова Ф. Г. Башкирская ойконимия XVI -XIX вв. Уфа, 1991. С. 140.
[3] Родословные приведены по: Башкирские родословные. Уфа, 2002. С. 67-92.
[4] В 50-е гг. XIX в. д. Аллагуват разделилась на две: Нижний и Верхний.
[5] Валиди А. История башкир. История тюрков и татар. Уфа, 1994. С. 37. На башк. яз.