Вот и прилетели в Екатеринбург долгожданные белые трясогузки, или, как их называли в народе, — плиски. Николай Никонов в «Певчих птицах» пишет, что на Урале белую трясогузку называли почему-то синичкой, синочкой и даже двоехвосткой. По-английски трясогузка wagtail — то есть виляющий хвост, хотя скорее она им не виляет, а потряхивает.
Годами трясогузки прилетают в нашу область в одно и то же время. Как в 60-70 годы в первой декаде апреля плиска возвращалась домой, такого графика птица и придерживается. Этой весной ее впервые заметили именно 10 апреля, а 11-го она появилась в центре города, на Метеогорке.
Белых трясогузок можно встретить и у воды, и на городских улицах, где порой птички бегают буквально под ногами, и в поле, и на крышах построек. Они не боятся человека, устраивают свои гнезда в полудуплах и пещерках — под камнями, в щелях, в развалившихся строениях.
Удивительный случай наблюдали в 60-х годах прошлого века — трясогузки устроили гнездо в моторной лодке сотрудников заповедника, стоящей у причала в Тендровском заливе Чёрного моря.
В период кладки самка по утрам откладывала яйца и улетала кормиться, она не беспокоилась о том, что ее будущих птенцов увозят неизвестно куда до вечера. Когда наступила пора насиживания, трясогузки стали проявлять беспокойство при появлении людей у лодки. Когда лодка отплывала на остров, белые трясогузки летели следом. Пока сотрудники заповедника работали на острове, самка продолжала насиживание, самец держался рядом, а вечером все вместе пускались в обратный путь. Как-то раз люди уехали на 25 км, но самка все равно отправились сопровождать лодку с гнездом, насиживала кладку, пока люди занимались своими делами, а самец на другой день ждал ее на причале.
У Николая Сладкова есть рассказик о том, как трясогузки устроили гнездо в старом деревянном почтовом ящике, в котором дятел продолбил округлое отверстие. Хозяевам дома пришлось перехватывать почтальона на улице, чтобы он не беспокоил семейство, кидая в их дом письма.
Вот такие вот трясогузки чудо-птицы, как верно сказал русский поэт Константин Бальмонт:
Трясогузка, чудо-птица,
Ты милей мне ярких звезд.
Ты... Но скрылась баловница,
Повернув свой быстрый хвост.
А про первых трясогузок на моей любимой Метеогорке я сняла небольшое видео.