Найти тему
Жизнь с Музыкой

In Memoriam. Великолепный, но малоизвестный альбом советской группы Zodiac.

Уже два месяца, как я веду этот канал. Вроде полет нормальный, я его почти тяну. Так получилось, что до моих любимых групп мы пока не добрались. Но сейчас будет кое-что особенное.

Латвийскую группу Зодиак (по-английски Zodiac, по-латвийски Zodiaks) хорошо знали в СССР - они с душой писали музыку, которую к тому же очень хотел от них советский слушатель. По сути, Zodiac в начале 1980-х годов доносил до Союза отзвуки великих электронщиков запада - Space, Tangerine Dream, Жан-Мишель Жарра. Кто не смог достать пластинки этих гениев загнивающего запада, довольствовались Зодиаком и разочарованы не были. Плясали под эту музыку на дискотеках, растащили на теле-заставки.

Zodiaс - Зодиак (Disco Alliance, 1980)

В начале я поставлю вам самую известную их вещь, собственно одноименную - Zodiac. Но сделаю я это почти лишь затем, чтобы отбрехаться от их синти-поп-эры. Ну еще потому, что в этот трек было вбухано столько титанического труда и мастерства, что обойти его не получится. Даже с учетом традиционного для наших звукоинженеров той эпохи неумения записывать барабаны - они, как обычно, глухие и мутные (что этой серьезной вещи пошло скорее на руку!), и даже с учетом того, что перебор технических наворотов привел к тяжелому, неповоротливому звучанию - это объективно вообще одна из самых качественно записанных вещей в СССР по тем временам. Только люди с консерваторским образованием могли так тщательно ее вылизать! А слышимость вложенного в музыку труда - это то, что я как раз очень ценю.

Остальное в первых двух звездных альбомах группы - Disco Alliance и Музыка во Вселенной - намного слабее, и еще слабее саундтреки, выполненные по заказам чуть позже. Тем не менее, дисков этих было продано миллионы. Если бы музыканты Зодиака жили в другой стране - были бы миллионерами. А в Союзе... ну не будем о грустном. По крайней мере, в Росси их помнят и любят и сегодня, а Янис Лусенс у меня вызывает просто безмерное уважение как музыкант и как человек. В частности, за то, что несмотря на все передряги 90-х годов и накопившуюся политическую грязь, он, судя по разным интервью, не стал русофобом, а остался человеком.

Zodiaс - In Memoriam/В Курземе (Zodiaks 3 (In Memoriam), 1989)

Я вот к чему клоню. Если твою музыку, заслуживавшую мировой славы, по сути ограничили одной страной, и если тебя, условно, эта страна кидает по деньгам вне зависимости от того, какого уровня музыку ты творишь - так может быть тогда уже лучше писать о том, что действительно трогает душу? "Может быть" - сказали Zodiaks и в середине 80-х отошли от синти-попа и спейса.

А вот что случилось после этого, не поддается никакому пониманию. Янис Лусенс и группа вдруг переключились на совершенно другую музыку и записали альбом-концепт, посвященный памятникам культуры и природы Латвии. Я этот альбом знаю не так давно, но он настолько захватил мое воображение, проник так глубоко, что мне не остается ничего другого, как просто играть его с начала. Благо у меня есть виниловая пластинка с этим альбомом, которой я очень дорожу.

Первая вещь - двойная, и на CD-переиздании альбома треки In Memoriam и В Курземе разделены, но в оригинальном LP-издании они идут без паузы, дилогией. И это лучше - после задумчивого, очень гармоничного эмбиент-вступления следует развитие в очень открытую, распахнутую "Курземе".

Как им удалось передать восторг от созерцания чего-то, от чего захватывает дух?.. Попробуем разобраться. В этой вещи очень сильная гитара, с позитивным тягучим тембром. Это прямо-таки пример того, какую роль гитара может играть в электронной музыке (а я, как бывший гитарист в электронной группе, собираю такие примеры). Так вот, в электронной группе (если это чилл-аут или синти-поп, а не какой-нибудь транс), не нужно быть виртуозом скорости, а нужно знать свой звук и рисовать им с душой. Именно это и демонстрирует здесь мастер Дзинтарс Сагенс.

Zodiaс - Остров Морицсала (Zodiaks 3 (In Memoriam), 1989)

Вот уж действительно чумовой альбом. Сколько в нем линий, оттеняющих и усиливающих друг друга, как цвета радуги! В этой вещи раскрывается мягкая скрипка Зигфрида Муктупавелса, которая тут же сменяется почти металлической, ревущей гитарой, а затем - похожим на нее тембром синтезатора, и все это - под мощный и разнообразный бас.

Что это, зачем такой контраст? Такой подход очень напоминает прогрессив-рок! Да, это так - и сложная структура трека, и его мощь напоминают о прогрессивном роке, стиле, где сложные эмоции описываются сложными средствами.

Но вспомните, какими беззаботными секвенсорными арпеджио эта вещь начиналась! Разве это ощущение беспечности и переживания радости куда-то делось? Нет, конечно! Здесь, как и в предыдущей вещи, основной мотив - чистый, сильный, щемящий восторг от увиденного. Но при этом композиция захватила огромный эмоциональный диапазон, и вся эта гамма чувств - всего за 4 минуты. Колоссально!

Заповедник Морицсала
Заповедник Морицсала

Zodiac - В музее под открытым небом (Zodiaks 3 (In Memoriam), 1989)

И снова контраст - четыре такта трещоток с устрашающим, металлическим эхом, как будто этот музей находится в подземелье. Но тут же камера отодвигается, и становится ясно, что это очередное спокойное и красивое место, где-то с восточными мотивами (исполненными на синтезаторе), но в той же степени и славянскими (звук чистой гитары с опеваниями). И вновь смена настроения - благостное ощущение от осмотра сменяется почти тревогой от увиденного - какой-то экспонат наполнил переживаниями. Снова остается только поражаться гармоничному перетеканию этой музыки от даунтемпо к року, от эмбиента к берлинской школе. Постоянно меняются ритмические рисунки, басовые линии, ведущие инструменты, как будто в этой вещи соединены несколько дней, насыщенных и разных.

Да, здесь слышны технические ограничения записи - ну не было в Риге тех инструментов, которые в то же время были у тех же немцев из Tangerine Dream (хотя именно TD той эпохи мне кажется наиболее близким по звуку этой записи, я имею в виду альбом Lily On The Beach). Иногда жалеешь, что у группы не было возможности найти более качественные звуки духовых инструментов. Тем невероятнее ощущение, насколько гармоничным, качественным на пределе возможностей, в итоге получилась эта запись. Этот инструментальный сплав, плюс ко всему, имеет четкий стержень, концепцию, и его интересно слушать и первый, и десятый, и сотый раз.

Zodiac - Рундальский дворец (Zodiaks 3 (In Memoriam), 1989)

Как обычно, чем сильнее на меня воздействует какая-то музыка, тем сложнее это описать словами. Можно анализировать и искать причины этого воздействия. У меня этот процесс не приводит к утомлению и надоеданию музыки, а наоборот - роднит еще сильнее.

Так вот, если этот альбом разобрать по частям, то в нем выявится фантастическое понимание музыкантами принципов полифонии, лидирования и подчинения партий. Это то, что есть в классической музыке и прогрессив-роке. Но для классики и прогрессива этот альбом слишком легок, прямолинеен, он лишен пафоса, тяжести и показной драмы. В нем нет двойного дна - он прост и чист, с абсолютно детским видением мира. Но как только его наивные мелодии в начале сменяются задумчивыми, погруженными в себя паузами или обрастают трогательными аранжировками - понимаешь, что здесь заключена мудрость взрослого, который под воздействием сильных впечатлений начинает смотреть на мир как ребенок. В этот момент хочется назвать композиции этого альбома "трагедиями сказочного города" и провести его линию от строгой готики Saint-Preux до "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Рундальский дворец
Рундальский дворец

Если в двух словах - это очень хрупкий альбом, пронизанный ощущением чуда. Он один из моих самых любимых в принципе и я надеюсь, вы послушаете остальные его три вещи сами (я обязательно выложу их на канал в виде видеозаписей с того же винила). Очень жаль, что ни у Зодиака, ни у кого-либо еще я не слышал ничего подобного.

......................

P.S.

Zodiaks - Pakrēšļa puķes (Цветы на закате) (Makoni, 1991)

"Цветы на закате - как молодые девы, мечтающие о принце на коне, что унесет их в свой замок. Но лето угасает день за днем, а принца все нет."

(С обложки винилового диска "Makoni" - "Облака")

Странное дело… Когда я писал этот текст и сетовал на то, что In Memoriam такой один, я и не подумать не мог, что скоро получу от группы Zodiac шикарный подарок. С другой стороны, а что мне раньше мешало зайти на латвийскую Википедию и обнаружить там еще один альбом Zodiaks , который не значится ни в одной русскоязычной дискографии?

Обложка альбома Zodiaks - Makoni (1991)
Обложка альбома Zodiaks - Makoni (1991)

Понятное дело - он вышел в 1991 году, когда и фирме "Мелодия", и России в целом было вообще не до Латвии. Латвии, очевидно, тоже было не до России, но Рижский завод грампластинок со всем оборудованием и ценнейшими кадрами все же быстро отпочковали от "Мелодии", назвали RiTonis и продолжили выпуск музыки, но уже только на территории независимой Латвии. Вот и этот альбом вышел только в Латвии, и поэтому у нас вообще неизвестен.

И ладно бы он был плох, и тогда я бы оставил его себе только из уважения к группе. Но... вчера я провел вечер под глубоким впечатлением от этого альбома, и у меня нет никаких сомнений, что эта песня должна появиться на моем канале.

Группа снова сделала скачок в сторону, и от того Зодиака, который мы помним в первую очередь, здесь просто не осталось ни следа. Теперь это просто поп-рок... Но! Во-первых, второй гитарист в In Memoriam, Айварс Гудрайс, который там сыграл только в одной вещи, здесь - полноценный член группы. А играет он, зараза, совсем как Майк Олдфилд, а этого более чем достаточно, чтобы купить меня с потрохами.

Во-вторых, этот поп-рок еще и с вокалом. Поет здесь уже упомянутый скрипач Зигфрид Муктупавелс, и голос его спокоен и вечен, как самые древние памятники Латвии. А в других треках поет жена Яниса Лусенса - Майя, и поет очень красиво и женственно. Так что умиротворение и восторг, царивший в In Memoriam, никуда не делись и здесь.

Ну а в-третьих, многоголосия в этом альбоме настолько славянские, что вкупе с очень непривычным звучанием совсем чужого языка это опять рвет шаблон. Не латыши прямо, а крепкие анастасийцы из алтайской тайги с венками из одуванчиков, только наречие местное, древнее, дикое. Вот и скажите мне теперь, где запад, где восток, где евросоюз, а где скифы. Я плевать хотел на это деление - музыка объединяет все.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!