За более чем полвека пребывания человека в космосе случалось всякое — было даже небольшое восстание на орбите. К счастью, ничего ужасного не случилось, но история эта стала для всех отличным уроком. Произошло это в 1973-м на американской орбитальной (ныне не существующей) станции «Скайлэб», на которой астронавты проводили научные исследования и наблюдения Земли.
«Мятежная» экспедиция, «Скайлэб-4», была третьей и последней в истории станции, она же поставила рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня (спустя годы он не единожды был побит).
Все это время находящихся на станции астронавтов Джеральда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга буквально заваливали работой.
Экипаж предыдущей миссии закончил все дела в срок и даже просил увеличить нагрузку — возможно, именно это повлияло на более высокие ожидания NASA от их сменщиков. Только вот в центре управления полетами не учли, что члены экипажа «Скайлэб-3» провели на орбите меньше времени — на целых 25 суток.
К тому же в предыдущей миссии был один опытный астронавт, уже летавший в космос. Экипаж «Скайлэб-4», в свою очередь, полностью состоял из новичков.
Неудивительно, что они не справлялись и отставали от графика, и это притом, что все часы их миссии были плотно расписаны. Поначалу команда молчаливо переносила чрезмерную нагрузку, но терпение астронавтов оказалось не бесконечным. Например, однажды командир экипажа Джеральд Карр заявил, что они никогда не стали бы работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и в космосе от них тоже не стоит этого ждать.
В конце концов, на шестой неделе после страта, в преддверии Нового года, экипаж объявил о своей забастовке и отключил связь с наземным пунктом управления. Астронавты устроили себе день отдыха: развлекались и наслаждались видами Земли.
На следующий день они возобновили связь с центром, а в NASA усвоили урок: стали прислушиваться к запросам экипажа, уменьшив загруженность до конца миссии.
Это событие имело и долгосрочные последствия: причины восстания астронавтов до сих пор изучаются в рамках подготовки к пилотируемым полетам на Луну и Марс. К тому же именно из-за этого инцидента появилось правило: в составе миссии на МКС обязательно должен быть хотя бы один космонавт-ветеран.
После забастовки были также попытки замять или преуменьшить случившееся. Высказывались сомнения в том, что команда специально прервала контакт с управлением полетами. Об этом позже рассказывал и член экипажа Эдвард Гибсон: он утверждал, что команда не собиралась бастовать, а так устала, что в один день просто забыла выйти на связь.
Подписывайтесь на канал — здесь много интересных статей о науке, открытиях и новых технологиях!