Продолжаем представлять обзоры книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Отмечу, что это для систематизации собственной библиотеки, а не для рекламы, меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни, тем более, с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Обзор начат с конца 2019-начала 2020 годов. И главное - я не рекламирую эти книги, ваше дело покупать их или нет, и это делается не для виджетов.
Еще одна книга, которую я хотел бы представить в текущем 2021 году является НОВИНКОЙ, хоть она и издана в 2020 году (судя по выходным данным), но купил я ее буквально месяц назад, и буквально три дня назад мне ее передали (Путь из Питера бывает долог, ))). Выписал я ее, как обычно, у Владимира Васильевича Арбузова (кто в теме- тот знает) , сумму озвучивать не буду, кому интересно - напишу в личку. Книга продолжает известную серию "Боевые корабли мира" (подраздел "Российский императорский флот"), но в новой реинкарнации, новом оформлении и новом формате - Броненосные фрегаты "Минин" и "Пожарский" (1864-1915) (Сборник статей и документов) - СПб: 2020 - 116 с.
Думаю со временем эта книга может появиться и в книжных магазинах, только скорее всего в ограниченных количествах, тираж не указан, думаю книга печатается под заказ в типографии ограниченными экземплярами. Правда, в свое время книги серии БКМ появлялись в крупных книжных магазинах столиц, и даже проскакивали через интернет-магазины, но эпизодически. Думаю и этому изданию уготована роль "раритета" с самого начала -сейчас на некоторых интернет -площадках тоже можно встретить книги серии БКМ концах 90-х и начала 2000 годов.
Переходим к книге. Хочу предупредить, что моя оценка вряд ли будет объективной, потому что я всегда с восторгом отношусь к книгам данной серии (хотя некоторые из них бывают откровенно слабыми). Но у большинства из них было и есть неоспоримое преимущество - они посвящены малоизвестным кораблям, как правило. Так и в этот раз, фрегатам ""Князь Пожарский" и "Минин" к сожалению не особо удалялось внимание нашими авторами, хотя история их создания не так уж и отдалена от нашей действительности. Впервые встретил упоминание о броненосном фрегате "Пожарский" все в тех же статьях из "Морской коллекции М-К, и за прошедшие несколько десятилетий так не попадалось в руки толковой книги по этому кораблю.
Итак, что касается структуры книги, то как можно понять из ее названия - она состоят из двух основных частей, каждая из которых посвящена одному из названных кораблей, причем первым рассмотрен именно броненосный фрегат "Пожарский" (по хронологии постройки и вводу в строй он был первый). Кстати, такое несоответствие в названии можно "записать" в недостаток книги, но это не страшно и не принципиально, недостатков будет не много. С другой стороны, возможно автор и издатель решил использовать устоявшее в нашем обществе сочетание этих двух имен: чаще всего используется именно "Минин-Пожарский", сочетание "Пожарский-Минин" более странное (это как "Энгельс-Маркс",))). Сразу привлекло внимание название - чаще всего в литературе встречается фрегат "Князь Пожарский" - но автор сразу разъясняет данную ситуацию, отметив, что корабль при закладке именовался именно "Пожарский", а впоследствии "получил титул" и стал "Князем" (далее по тексту на фото он называется именно так).
Основа книги - это отрывки из официальных документов, отчетов заседаний МТК, периодической печати (в частности, "Морского сборника" за 1866 год), служебные записки должностных лиц, воспоминания очевидцев, выдержки из мемуаров, в том числе и С.О.Макарова, который служил на этом фрегате и мичманом и затем - командиром корабля в звании капитана 1 ранга, приведены рапорты командиров корабля. То есть отвечает заявленному виду работы - "сборник статей и документов". В тоже время, это не разобщенный набор документов, так как он сопровождается общий описанием истории создания корабля и его особенностями, а также представлен краткий обзор боевой службы фрегата. Автор у книги не заявлен, но вполне ожидаемо отмечено, что подбор текста и примечания готовил уважаемый Владимир Васильевич Арбузов, он же главный редактор альманаха "БКМ".
Такая подача материала мне представляется довольно интересной - с одной стороны вы получаете техническую информацию (для анализа, понимания, в качестве обзора), с другой стороны, знакомясь с историческими документами формируете представление почему было принято то или иное решение, на чем основывались определенные выводы и какие взгляды существовали в тот период. Такими документами создается требуемый исторический фон! По моему мнению, именно этого сейчас не хватает в книгах, не хватает читателям при восприятии информации (часто сухой, обезличенной и выхолощенной). Отсюда и заявления типа: "зачем нужно было строить этот корабль", "надо было строит сразу дредноут", "зачем нужна артиллерия - поставьте ракеты и все будет гуд", "артиллерия не нужен - нужен авианосец" и т.д.
Вторая часть книги посвящена второму кораблю - броненосному фрегату "Минин", еще один незаслуженно забытый историками и писателями-корабелами этапный броненосный корабль русского флота. Невольно приходят мысли, что хорошо в памяти остаются корабли, чаще всего трагично погибшие, например "Русалка", "Гангут", "Императрица Мария", "Новороссийск", "Отважный"... А вот если корабль прослужил 20-30 лет без каких либо происшествий или ЧП, то про него и вспоминать как то не принято, даже обидно! Кстати, интересно, что именно с "Минина" перешел на броненосец "Орел" баталёр Новиков, оставивший для потомком "Цусиму"!
Вся история создания броненосного фрегата "Минин" - это история поиска оптимального решения в условиях неопределенности и быстрого прогресса в технике и вооружения. Ведь изначально, "Минин" должен был повторить проект "Пожарского" стать еще одним казематным мореходным рангоутным броненосцем, однако в его проект было внесено большое количество изменений, что вскоре его стали рассматривать как башенный рангоутный броненосец, во многом напоминавший британский "Кэптен". А вскоре, после гибели "Кэптена" - вновь вернулись к идее батарейного броненосца с палубными установками. Пусть читателя не вводит в заблуждение термин "броненосец", в тот период еще не сформировалось четкое представление данного вида корабля, поэтому и корабль с 203-мм орудиями в батарее назывался броненосцем, как и с 305-мм или 229-мм пушками в башне.
По тексту также есть обобщенный обзор истории создания и службы корабля, который дополняется историческим документами из архивов флота и периодической печати, есть и воспоминания моряков, в том числе и рапорты командиров корабля, которые описывает события, не забывая охарактеризовать фрегат: капитана 1 ранга Гренквиста, капитана 1 ранга Энгельма, капитан 1 ранга Бирилева. Именно такие рапорты красочно представляют картину походов кораблей русского флота и посещения ими зарубежных портов, а также показывают отношение иностранцев к русским кораблям. Например, "...установившись на бочку, произвел салюты, на которые с "Беллерофона" получил немедленно равные ответы. ... вся эскадра в стройном порядке вышла в море, причем на "Беллерофоне", когда он проходил вдоль борта "Минина", музыка, несмотря на проливной ливень, играла гимн "Боже, Царя храни"... . Как говорится, уважали русский флаг и русский флот.
Книга имеет большое количество фотографий и рисунков (литографий) кораблей- что было большой редкостью в то время, однако подборка очень качественная и обширная. Фото хорошего качества (понятно что они прошли обработку), на мелованной бумаге выглядят очень представительно. Чего мало, так это чертежей- всего 3-4 на каждый корабль, причем самые основные. Это удивляет и огорчает, так как корабль все таки отечественный и получить (найти в архивах) чертежи вероятно не так сложно. Однако представляя что такое отечественные архивы, думаю не все так просто, как кажется на первый взгляд- наши хранилища крайне неохотно открывают свои закрома и делятся запасами. Почему? - сложный вопрос. Я этот аспект отнес бы к недостаткам книги, которые требовали бы продолжения в виде сборника схем и чертежей.
В целом хорошая книга. Красочная серийная цветная обложка, плотная качественная белая бумага и фотографии хорошего качества - подчеркивают достоинства книги. К недостаткам отнесу мягкий, клееный переплет (но он довольно крепкий, не то, что у старой серии "БКМ").
Еще раз скажу - книга мне понравилась, а мои замечание пусть и будут моими замечаниями, которые автор и издатель по каким то причинам допустил.
Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" не даю, цену не называю (кому интересно - ЛС) . Место приобретения назвал. Насчет приобретения решать вам, уважаемые читатели., тираж не определён, и как пишет сам В.В.Арбузов - именно читатели определяют количество книг, которые будут печататься.
А какое ваше впечатление об этой книге? Видели ее на прилавках книжных магазинов? Делитесь в комментариях. Давайте обсудим. Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии, и уже знаю, что вскоре будут новые книги в этом формате, некоторые я уже купил - жду доставки.
И с вашего позволения продолжу представлять вам следующие книги этой серии и подобных ей. Очередность представления книг для себя примерно выстроил, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.