Сегодня понятие MVP знакомо всем, кто хотя бы как-то связан с бизнесом. Эти люди знают, что без него сделать бизнес успешным, скорее всего, не получится. Так что же скрывается под этой аббревиатурой и почему так важно грамотно и своевременно пользоваться МВП? Все подробности в нашем материале.
О чем вы узнаете:
- MVP - расшифровка
- Виды MVP продукта
- Инструкция по построению MVP
- Ошибки при создании MVP
- Примеры MVP известных компаний
- Видео об MVP
MVP - расшифровка: минимально жизнеспособный продукт
Объясним просто: это тестовая версия товара или услуги, которая оснащена пока что минимальным набор функций, но имеет ценность для каждого клиента. Создают его для того, чтобы проверить жизнеспособность продукта, будет ли он пользоваться спросом на рынке. Результаты тестирования товара, отклик от целевой аудитории помогут понять предпринимателю, следует ли развивать новый проект дальше или же переключиться на что-то другое.
Сегодня эффективность MVP уже доказали многие крупные компании, например, такие как Spotify, чье состояние оценивается в более чем 20 миллиардов долларов. Но об успешных примерах мы поговорим позже.
Когда и для чего нужно делать МВП?
Применять его стоит на начальной стадии продукта. Проще говоря, в вашей голове созрела идея о каком-то товаре или услуге, и вы хотите попробовать ввести это на рынок. Зачем же сразу вкладывать в проект большие деньги? Можно ведь обойтись и весьма малыми затратами, а после выпуска минимально жизнеспособного продукта предприниматель сможет точно понять, успешна ли его идея и стоит ли дальше ее финансировать.
Самое же крутое в MVP - это связь с вашей ЦА, сбор ценной информации от первых пользователей. Ведь только потребитель может дать обратную связь, которая поможет принять правильное решение в отношении нового продукта.
Разница между MVP и PoC
Под понятием Proof of Concept скрывается доказательство правильности концепции и довольно часто его путают с минимально жизнеспособным продуктом. PoC описывает процессы выяснения технической жизнеспособности концепции программного обеспечения. Безусловно, эти понятия взаимосвязаны и даже порой дополняют друг друга. Но все же они разные. PoC - описывает процессы на ранней стадии появления продукта, которые потом реализуются в MVP.
Почему благодаря MVP бизнес будет успешен?
Ответ прост: MVP обладает довольно большим списком преимуществ, которые действительно способны помочь бизнесу выйти на новый уровень с минимальными затратами. MVP поможет:
- протестировать товар, основываясь на реальных данных;
- минимизировать затраты при запуске неудачного продукта;
- понять все потребности вашей ЦА;
- быстрее находить ошибки при разработке продукта.
Сегодня любому товару или услуге желательно иметь свой интернет-магазин. С Бизнес.Ру вы можете запустить его без помощи программистов и в три клика. В итоге вы получите адаптивный дизайн, готовый SEO, домен и хостинг в подарок, г отовые инструменты для работы с доставкой товара и многое другое. Полный список преимуществ ждет Вас здесь
Виды mvp продукта
Теперь перейдем к видам MVP. Всего их пока четыре.
«Выдуманный» продукт
Название говорит за себя. Потребителю предлагается еще не существующий продукт, то есть тест. Клиент видит полноценный товар со сложными автоматизированными процессами. На деле же это пока просто, и все обслуживание осуществляется вручную. Если ручное тестирование показывает отличные результаты, то можно смело создавать автоматизированный продукт. Так можно хорошо сэкономить, если вдруг идея не выстрелит, ведь по сути заплатить нужно только за тест.
Приведем пример. Один из будущих владельцев крупнейшего американского магазина обуви на старте своего проекта поступил так: он разместил в своем интернет-магазине карточки товаров изделий. Как только поступал заказ, он шел в обувной магазин, покупал его и перепродавал клиенту. Для клиента все кажется автоматизированным. Так он смог понять, какой товар ходовой, какой нет и нужно ли открытие настоящего, полноценного интернет-магазина.
MVP-контент
Опять же, партии товара еще может и не быть, а контент уже есть. Идею преподносят потребителю с помощью видео, хотя самого MVP может ещё не существовать. Вы рассказываете, какой это будет товар, о его преимуществах и т.д. Если клиент “клюнул” и заказы стали появляться, значит, идея “зашла”, можно начать полноценное финансирование проекта.
Расскажем на примере. Писатель Тим Феррис искал лучшее название для одного из своих бестселлеров. Он запустил несколько рекламных компаний, где представил книгу с разными названиями. Через некоторое время он просмотрел, какое из них пользовалось большей популярностью, и остановился на нем.
Сбор средств
Предприниматель может придумать какую-то бизнес идею, разместить информацию о ней в интернете и объявить сбор средств на ее осуществление. Если люди будут активно реагировать на нее, поддержат и, конечно, начнут перечислять деньги, то можно смело реализовывать проект.
Однофункциональный MVP
Это самый оптимальный вариант. Ведь если создать продукт, который изначально будет напичкан разными функциями, будет очень сложно отследить, какая из них пользуется популярностью у целевой аудитории. Цель однофункционального MVP - показать все преимущества данной функции, чтобы потребитель мог сразу же понять, нужен ему товар или нет.
За примером далеко ходить не нужно. Мессенджер WhatsApp был создан именно на основе однофункционального MVP. В момент запуска приложение обладало минимальным набором функций. Однако оно понравилось пользователям и сегодня считается самым популярным. Уже больше двухсот миллионов человек по всему миру используют WhatsApp.
Любой предприниматель нуждается в отслеживании продаж. CRM-система для отдела продаж от Бизнес.Ру - это полноценная программа для работы с лидами и сделками, клиентами, поставщиками и другими контрагентами. Сегодня это один из немногих сервисов для бизнеса, позволяющий работать со складом, CRM, кассой, закупками и аналитикой в рамках одной программы, без необходимости привлечения IT-специалистов и покупки серверного оборудования. Более подробно о возможностях можно узнать здесь
Инструкция по построению MVP
Итак, разберем, как же грамотно создать минимально жизненный продукт.
Шаг 0. Подтвердите базовые принципы и методы MVP
Это, скажем так, предподготовка. На этом этапе вы должны понимать, чего ждете от своего продукта, и понимают ли ваши цели сотрудники, которые будут помогать вам в осуществлении задуманного. Это должна быть не просто «вдохновляющая беседа», а скрупулезное обсуждение всех нюансов. Проговорите, как уменьшить денежные затраты, подготовьте максимум возможностей и каналов для обратной связи с первыми пользователями, будет ли предпродажа и как ее осуществлять, продумайте рекламную кампанию.
Шаг 1. Обозначьте проблему, которую хотите решить
Это самый важный пункт. Здесь вы должны ответить себе на вопрос: какую проблему решит данный товар? Продумайте и пропишите его ценность, преимущества и т.д. Это будет полезно не только для предпринимателя, но и для команды.
Шаг 2. Определите ЦА и конкретизируйте ее
Одна из самых распространенных проблем среди предпринимателей - они думают, что их продукт может решать проблему довольно большой аудитории, от мала до велика. Если и вы так думаете, то это дорога в никуда, потому что так быть попросту не может. Предприниматель должен четко понимать, кто его клиент: пол, возраст, профессия, увлечения и т.д. Потратьте время, но сформируйте, насколько возможно, подробный портрет своей ЦА, это еще не один раз пригодится при ведении бизнеса.
Шаг 3. Поймите, кто ваши конкуренты
Ваш товар не уникален, поверьте. Подобная идея уже явно приходила кому-то в голову, просто у него не было под рукой нашей статьи и он не довел дело до ума. Есть гипотеза «множественного открытия»: все исследования и изобретения делаются сразу несколькими учеными независимо друг от друга. Не ленитесь, проверьте всех возможных конкурентов в сфере, в которой вы хотите представить свой продукт.
Проанализируйте трех самых крупных игроков рынка: изучите историю развития, посмотрите предлагаемые продукты, деятельность компаний со всех сторон, их стратегию, ценовую политику, рекламные кампании, объемы продаж, рентабельность, отзывы клиентов и партнеров и т.п. Посетите отраслевые мероприятия. Ваши конкуренты презентуют продукцию или услуги на конференциях, выставках и любых других подходящих для этого площадках.
Да, это довольно большая работа, требующая немало времени и отдачи, но это точно того стоит. Отличный совет: всю полученную информацию структурируйте в таблицу, это поможет быстро ориентироваться в больших массивах данных и принимать какие-либо решения.
Шаг 4. Нужен SWOT-анализ
Он представляет собой таблицу, которая состоит из разделов: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы. Обязательно нужно объективно оценивать каждый пункт и не бояться признавать слабые стороны. Главная задача подобной аналитики - выявить все проблемы и потенциал проекта, выбрать стратегию развития и позиционирования бизнеса на рынке. Приведем пример SWOT-анализа на основе финансового планирования для физических лиц:
Каждый предприниматель старается удержать клиентов при помощи акций лояльности. Чтобы сэкономить время и силы, доверьте это сервису Бизнес.Ру Программа лояльности Бизнес.ру работает в рамках облачной товароучетной системы и позволяет формировать клиентскую базу за счет их участия в системе. Программа позволяет сделать две самые популярные системы: это классическая бонусная программа с начислением балов и классическая дисконтную система, с накоплением скидки. Более подробно о готовой программе лояльности можно узнать здесь
Шаг 5. Определить карту путей пользователя
Под этим термином скрывается блиц для клиентов. Если вы еще сами толком не знаете, как распорядиться с продуктом, то они-то уж точно помогут. Например, для сервиса по финансовому планированию можно составить следующую карту: период планирования, добавление активов, пассивов, доходов и расходов, их аналитика и постановка целей, отслеживание прогресса достижений.
Итак, первый тест пройден, и вы видите, что пользователи пишут в чат поддержки: «У нас были финансовые планы в Excel, пришлось потратить часа два, чтобы все данные перенести в ваш сервис». Поэтому для удобства клиента добавляем функцию экспорта существующих Excel-файлов финансовых планов.
Шаг 6. Создайте перечень функций с градацией по приоритету
На данном этапе необходимо описать конкретные функции для каждого пользователя. Опять же, можно составить карту, например, такую:
Далее распределяем все по степени важности. Популярные переносим в начало, неходовые в конец. В итоге должно получится следующее:
Шаг 7. Решаем, какой будет объем продукта
На этом этапе сначала нужно понять, какие функции у продукта должны быть обязательно, а какие пока подождут. Но решать данный вопрос не стоит в одиночку, лучше подумать всей командой (если таковая, конечно, имеется). Обсуждения, споры всегда приводят к отличному результату.
Шаг 8. Выбираем, как управлять MVP
Мы почти на финишной прямой, пора определиться с моделью управления, которая позволит достичь нужного результата. Это могут быть Lean, Scrum, Канбан и другие. Не стоит занижать важность данного этапа. Какой бы ни была ваша идея, какие бы профессионалы не помогали вам в ее реализации, каков бы ни был бюджет, все становится неважным, если модель управления выбрана неверно.
Шаг 9. Альфа- и бета-тестирование всегда пригодятся!
Они помогут грамотно проанализировать продукт. Альфа - применяется когда разработка подошла к концу и пора пользоваться им внутри команды несколько дней. Нареканий нет? Запускаем бета-тестирование. Проще говоря, нужно дать возможность первым пользователям опробовать проект. После следует собрать все отзывы, тщательно их проанализировать. Массив данных будет приличный, поэтому приготовьтесь. Но зато это позволит понять, что требуется доработать, что убрать, а что добавить. Подобное тестирование поможет прийти к оптимальной первой версии продукта, который можно выпускать на рынок для массового пользователя и продолжать дорабатывать.
В случае успешного прохождения этапа с MVP, надо как можно быстрее выходить на прибыль. В этом могут помочь сервисы для автоматизации бизнес-процессов, например, Бизнес.Ру Одна из возможностей - отчеты и аналитика продаж. Сервис позволяет получить полную картину работы бизнеса благодаря встроенной системе отчетов:отчет рентабельности продаж;
анализ продаж по разным факторам;
отчет о прибыли и убытках
контроль остатков денежных средств
отчет по остаткам и движению товаров и многое другое.
Узнать все возможности для вашего бизнеса можно здесь
Ошибки при создании MVP
Теперь вы знаете, как создать свой MVP продукт. Но, конечно, без ошибок не обойдется, особенно, если вы новичок в этом вопросе. Это не страшно, наберетесь опыта, и для вас создание минимально жизнеспособного продукта будет простой процедурой. Но, как правило, это приходит после второй, третьей попытки.
Но и здесь есть лазейки. Зачем учиться на своих ошибках, если можно на чужих, тем более они почти у всех одинаковы. Разберем самые популярные ошибки тех, кто только начал создавать свой MVP.
Попытки достигнуть идеала
Самая главная ошибка. Идеалов нет и даже не стоит к этому стремиться, потратите время впустую. Ваша главная задача - создать отличный минимально жизнеспособный продукт, который позволит вам иметь базовое представление о нем. Маленького MVP хватит для определения потенциала идеи. Если у вас действительно хорошая идея, то ее не испортит плохой дизайн, интерфейс и минимальная скорость работы. Как только вы увидите, что потребители заинтересованы в нем и есть спрос - сразу же начинайте тратить деньги на красивое оформление.
Работа спустя рукава
Многих начинающих предпринимателей бросает из крайности в крайность. То они уделяют все свое время созданию отличного MVP продукта, то они бросают занятие, мол само что-то да образуется. Не образуется. Будет непонятный для клиентов продукт, который точно их не заинтересует. Помните, минимально жизнеспособный продукт должен быть простым, но качественным.
Нет обратной связи
Начинающие предприниматели забывают о приоритетной цели — сборе обратной связи. Уделите этому пункту как можно больше внимания или установите ответственного. Потребители буквально на блюдце приносят все ваши ошибки и, наоборот, плюсы, а вам нужно лишь грамотно ими распорядиться.
«Пустые» обещания
Когда человек загорается идеей, он может горы свернуть и пообещать своим сотрудникам большие перспективы и возможности. А потом руководитель перегорает, и обещания уходят в никуда. Поэтому прежде чем представлять свою идею коллегам, самостоятельно оцените ее: что она принесет вашей команде? В этом вопросе главное объективность, понимание, что вы сможете сделать с их помощью, а что нет. Не нужно сыпать бессмысленными анонсами. Включайте “холодную голову” и будьте честны.
Работа без аналитики
Это едва ли не самая критичная ошибка. Человек думает, что его идея уникальна, коллеги поддерживают, так зачем смотреть метрику и, например, читать отзывы о продукте? Вот появится итоговая версия товара, и тогда все пойдет как надо. Это дорога к краху. Повторимся, обратная связь очень важна, как и аналитика. Не обращая внимания на все это, вы попросту ничего не будете знать о своем продукте. Есть идея и она нравится потребителю? Если да, то почему, что им нравится? Если нет, в чем проблема? Окрыленность собственной идеей часто туманит разум, и вся команда перестает обращать внимание на объективные факты, чего делать категорически не стоит.
Планирование для предпринимателя - полезная привычка. Например, сервис Бизнес.Ру - это программа для постановки и контроля задач сотрудников. Вы сможете комментировать и обсуждать задачи, следить за активностью, составлять распорядок дня для каждого сотрудника и еще другие преимущества. Ознакомиться со всеми функциями можно здесь
MVP примеры известных компаний
Если у вас еще остались сомнения, что стратегия minimal viable может быть эффективной, приведем примеры мировых компаний, которые как раз с этого и начинали.
- Spotify. Сервис для меломанов, который востребован в десятках стран мира. Но мало кто знает, что изначально единственной функцией приложения была потоковая передача музыки. MVP успешно вышел на рынок, основатели Spotify смогли заключить контракты с крупными звукозаписывающими компаниями, и дело пошло. Сегодня их бюджет более 9 миллиардов долларов;
- Групон - система скидок. Здесь вообще все начиналось с блога на WordPress, где публиковались акции на те или иные услуги, товары. Тем, кто подписался на рассылку, отправляли PDF с информацией о том, как воспользоваться скидкой. Создатели Groupon успешно проверили гипотезу о коллективных скидках с помощью MVP.
Эта и другие статьи на сайте: www.dirmagazina.ru
Переходите и читайте!