Найти тему
Катехизис и Катарсис

Крупнейший морской бой в истории человечества. Что из этого вышло?

Ютландское сражение, Ютланд или битва при Скагерраке — крупнейший морской бой в истории человечества, что произошёл во время Первой мировой войны, 31 мая 1916 года.

Начнём с общей стратегии сторон перед войной и на её начало. С 1889 года Британия придерживалась «двухдержавного стандарта», согласно которому её флот должен быть сильнее одновременно двух следующих по силе флотов планеты и, соответственно, клепала кораблики. Собственно, «владычица морей» стала таковой не просто так. Учитывая географию, любой, кто хотел бросить ей вызов, должен был как-то решить проблему royal navy, который, даже будучи растянутым по всему миру, всё равно представлял угрозу кому угодно.

Попытку решения сего уравнения предпринял тов. Тирпиц. Если коротко, то его план был примерно следующим. Необязательно выносить флот целиком. Но если наклепать много корабликов, то для излюбленной британской тактики fleet in being им придётся стащить почти весь флот в метрополию. А в случае принятия сражения потери будут такие, что Британия пусть и выйдет победителем, но из двухдержавного стандарта вывалится. А это может подвигнуть других игроков начать откусывать лакомые кусочки. Британии такого не захочется, и с ней можно будет мирно договориться. В теории.

На практике вышло чуть иначе: «владычица морей» укрепила флот метрополии (естественно, он превосходил флот открытого моря немцев – Hochseeflotte, HSF), но, учитывая политическое положение по всему земному шару, каких-то критических утончений английской силы не состоялось. Так что Британия просто заперла немцев в Северном море и в ус не дула. Немцев это не устраивало – большой флот просто стоял без дела и не двигал ни дипломатию, ни силой оружия не помогал там, где это могло бы понадобиться. Так что они искали возможности выманить бритов по частям и по частям же сократить их число. Собственно, именно поэтому и случилось Ютландское сражение: немцы думали подкараулить лёгкие силы, но их план раскусили и встретили во всеоружии. На дворе стояло 31 мая 1916 года…

Про сам бой написано много всего, и если вы хотите проникнуться атмосферой, то крайне рекомендую книжку «На "Дерфлингере" в Ютландском сражении», что написал главный артиллерист сего линейного крейсера Георг Хаазе. Отличное чтиво, автор очень учтив с противниками, а описание самой битвы такое, что шишка дымится, когда читаешь. Мы же сконцентрируемся на оценке действий командующих – людей, что имели власть повлиять на само сражение в процессе и чьи решения и привели к определённым итогам.

Вводные: по соотношению линкоров и линейных крейсеров (основная ударная сила на море в те времена) немцы проигрывали со счётом 21:37, что довольно прилично. Лёгкие силы сравнивать не имеет смысла, ибо они – всего лишь блеклая тень на фоне гигантов-дредноутов. Но и тут британцы сохраняли преимущество.

Короткий вывод: бой продлился где-то с 15:45 31 мая и до половины четвёртого ночи 1 июня (тут уже смотря как считать). Британцы потеряли 3 линейных крейсера и ещё 11 кораблей по мелочи, Германия – 1 линейный крейсер и ещё десяток по мелочи. При этом людские потери составили 6.1к убитыми к 2.5к в «пользу» немцев.

Во время битвы до немецкого командующего, адмирала Райнхарда Шеера, быстро дошло, что всё идёт не по плану и надо валить, пока можно. Тем не менее, во время самого боя он трижды развернул свои линейные силы под огнём противника, что считалось практически невозможным. С другой стороны, его действия привели к тому, что флот аж дважды попал в «палочку Т». Это когда ваш флот охватили с «головы» линии и пинают всеми силами, а ответить им затруднительно. В те времена сей ход считался неким непобедимым супероружием. Например, в похожую ситуацию попал русский флот в Цусиме. Что из этого вышло – напоминать не стоит. В общем, эти действия Шееру традиционно ставят в минус. Мог бы он этого избежать? Пожалуй, да, но действия Шеера привели его туда, куда привели, и надо было расхлёбывать кашу, которую он сам заварил. С чем Шеер достаточно неплохо справился как за счёт личных скиллов, так и за счёт качества своих кораблей. Также ему вменяют недостаточно активное использование миноносцев во время ночных атак.

При этом до второго командующего, фон Хиппера, командира эскадры линейных крейсеров, докопаться получается тяжело – все его действия максимально адекватны ситуации и тем данным, которыми он располагал. Кроме, разве что, желания остаться на гибнущем флагмане и пойти на дно вместе с ним… К счастью (для немцев), Хиппера отговорили от этой затеи.

А вот с британцами всё сложнее и интереснее. Командующему Джону Джелико вменяют нерешительные действия (правда, часть из них совершали и его «агрессивные» коллеги и оппоненты), из-за которых флот противника смог выйти из охвата. При этом общество ждало второй Трафальгар – полное уничтожение противника, да ещё так, чтобы без особых потерь. И когда люди увидели итоги, в сторону адмирала полетели вопросы в не самых пристойных формулировках. Можно ли что-то сказать по этому поводу?

Второй британский командующий, Дэвид Битти (фактически прямой оппонент Хиппера), был намного агрессивнее. Вот только незадача – почти все потери (как по линейным кораблям, так и по людям) в его зоне ответственности. Да, под началом Битти были менее бронированные посудины, но это говорит и о том, что пытаться дать по морде противнику, даже имея преимущество на бумаге, – не всегда самая хорошая идея.

Ну и, наконец, прекращение битвы и то, что Джелико «отпустил» немцев. Со стратегической точки зрения у него не было достаточной информации, куда он идёт. На минные поля? На засаду подводных лодок? Ещё в пасть какого-то хитрого плана? Так или иначе, Джон Джелико пасанул, хотя и имел техническую возможность перехвата немецкого флота, или хотя бы его части. За это в адмирала летят наиболее гнилые помидоры и самые обидные обвинения в нерешительности. Даже по сей день нет консенсуса по этому вопросу.

Моё мнение по этому пункту несколько иное. Если посмотреть, то HSF не достиг поставленных целей. Немцы не смогли ни прорвать блокаду, ни нанести каких-либо ощутимых потерь противнику. По итогу, после Ютланда стороны остались там же, где были и до него, что полностью устраивало Великобританию, как было отмечено в начале. И Джелико прекрасно понимал этот аспект, посему и личное тщеславие, и общественное мнение о себе ставил ниже жизней людей. Как своих подчинённых, так и противников. Пусть окопные мясорубки уже ознаменовали конец прекрасного века, но до флота сие веяние пока не добралось. Поэтому (и по моему мнению) адмирал сделал не самый популярный, но очень достойный выбор.

Автор - Борис Плавник