Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О праздности и лени. Чем опасна праздность?

Оглавление

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его.» (Мф. 11: 12).

Также, как и во всяком деле, в духовной жизни, необходимо трудиться, прилагать усилия, преодолевать трудности. Лень является серьёзным препятствием в любом деле, в том числе, в духовной жизни христианина. Иногда нам не хочется что-то делать, и мы находим множество причин почему не будем это делать, а на самом деле причиной является лень. «Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»» (Притчи 22: 13). Лень осуждается не только в христианстве, но и вообще в обществе, потому что может явиться причиной и других пороков, пьянства, чревоугодия, пустословия и других. Человек ленивый может стать обузой для ближних. Работодатели также ценят работников трудолюбивых, а не ленивых. «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.» (Притчи 10: 26). Да и сам человек, в-первую очередь, страдает от этого порока, потому что многое теряет: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.» (Притчи 10: 4). Лень приводит к праздности, а от праздности происходит много пороков. Когда человек не знает, чем занять себя и не хочет трудиться, он может впасть в многие грехи, такие как пьянство, блуд, пустословие, уныние и другие. Праздность называется среди беззаконий Содома, который был истреблён Богом за греховную жизнь: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.» (Иез. 16: 49). Поэтому праздности всячески надо избегать: «употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому; приставь его к делу, как ему следует, и если он не будет повиноваться, наложи на него тяжкие оковы. Но ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения.» (Сир. 33: 28-30).

-2

С ленью, также, как и с другими пороками можно бороться, а можно потакать ей. У каждой страсти есть бес, и у лени в том числе. Если поступить по страсти, то бес взял власть над человеком, и это может перейти в греховный навык. Поэтому с ленью необходимо бороться, поступать по добродетели, трудиться, прилагать усилия, тогда бес лени будет побеждён: «почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4: 6-7). «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.» (Притчи 12: 24). В любом, труде, работе, необходимо добросовестно подходить к делу, будто делаем его для Самого Господа. Если так подходить к своей работе, то это будет душеполезно. Даже, если работа не нравится, то праздность ещё хуже, потому что праздность сама по себе является грехом и ведёт к другим грехам, а труд всегда полезен для души. А если делать работу добросовестно, как для Самого Господа, то это будет проявлением любви к Богу и ближним, что так необходимо для спасения и несомненно приближает нас к Богу. «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.» (Притчи 13: 4). А если же делать работу недобросовестно, это уже проявление эгоизма, губительного для души, душа в это время страдает и получается, что время человек растрачивает попусту и душе вредит. «Нерадивый в работе своей – брат расточителю.» (Притчи 18: 9). «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.» (Кол. 3: 22-25).

-3

Одним словом, на работе также необходимо оставаться христианином. Ведь Господь дал нам всем таланты, которые мы должны употребить для служения Богу и ближним, и Господь спросит с нас, как мы употребили эти таланты: «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25: 14-30).

И как в любом деле, в деле спасения души также необходимо прилагать усилия и трудиться. Необходимо также преодолевать лень в борьбе со страстями, с помыслами, преодолевать леность к молитве, проявлять терпение, смирение, постоянство. Спасает конечно нас Бог, но человек должен тоже потрудиться для этого, показать своё произволение: «Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́.» (Псалом 24: 18). А от лености в духовной жизни человек терпит много бедствий, потому что враг нашего спасения не дремлет. «Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.» (Притчи: 19: 15). Также, как и в любом деле, успеха можно добиться только трудом, и в деле спасения и приобретения жизни вечной нужен постоянный труд, терпение, смирение. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную.» (Рим 2: 4-7). И бывает всякое. Иногда человеку не хочется идти в Храм Божий из-за лени, но нужно стараться преодолевать себя, потому что в Храме совершается молитва, Таинства Церкви, там присутствует Благодать Божия. Бывают периоды охлаждения к духовной жизни, когда не хочется молиться, да и вообще заниматься духовной жизнью. В такие периоды, главное не отступать от Бога, но продолжать по силе трудиться, делать по силе, что хочется в данный момент из духовного делания: не искать высоких молитвенных подвигов возможно почитать что-то, помолиться по сердцу теми молитвами, которые нравятся, помогать людям, главное не отчаиваться в спасении, не терять веры в Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. «Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего.» (Притчи 20: 4); «претерпевший же до конца спасётся.» (Мф. 10: 22); «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10).

Молитва Преподобного Ефрема Сирина
Молитва Преподобного Ефрема Сирина

Сердце человеческое, подобно земле, и рождает тернии и волчцы, которые надо постоянно устранять покаянием, бороться с нечистыми помышлениями, постоянно поучаться в Слове, и насаждать добрые мысли, соответствующие Евангелию, и возделывать добрый плод в терпении. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.» (Мф. 13: 23). Слово Божие подобно семени, которое нужно взрастить, чтобы оно дало плод. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.» (Мф. 13: 31-32). И всё это требует времени. «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.» (Мф. 13: 33). А если впасть в небрежение, предаться праздности, пустословию, то тернии могут заглушить Слово, и душе это может принести вред. «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.» (Притчи: 14: 23). «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный».» (Притчи 24: 30-34). «Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.» (Евр. 6: 7-8). « Избери себе труд, и он вместе с постом, молитвой и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих.» Преподобный Антоний Великий. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.» (Псалом 1: 1-3). И конечно же в борьбе с ленью, как и с другими пороками, нужно приходить к Богу и просить Его о помощи. Также, и просить Господа, чтобы Он дал силы трудиться во благо ближним и для спасения души, потому что без Бога мы не можем делать ничего: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко.» (Мф. 11: 28-30). Нужно возделывать землю своего сердца и прогонять оттуда приходящие страстные помыслы, всеваемые врагами, и всё это делается постепенно, пока земля не даст плод, и Господь в этом помогает человеку. Но всё это происходит постепенно благодаря труду человека и помощи Божией. Бог помогает именно тому человеку, который сам прилагает усилия в борьбе с ними, а не идёт у них на поводу, и освобождает его от страстей постепенно, чтобы человек не возгордился и не погиб из-за гордости: «не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки, ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.» (Исх. 23: 29-33).

-5

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.» (Притчи 6: 6-11).

«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.» (Евр. 6: 11-12).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!