Одна из самых прекрасных праздничных икон — «золотоволосая» большеформатная Устюжская икона Благовещение (30—40-е годы XII века, Третьяковская галерея). Этому сюжету в мировом искусстве посвящено множество произведений: архангел Гавриил возвещает Деве Марии, что Она избрана Богом и родит Сына — Спасителя мира.
Образ ясно «читался» издалека благодаря выразительным, из любой точки храма воспринимаемым и узнаваемым силуэтам на золотом фоне. Именно силуэты — величественные, монументальные, мягко и плавно очерченные — создают впечатление торжественности, необыденности происходящего.
Прекрасен большеокий печальный архангел.
Кротко стоит Дева Мария, склонив голову.
Словно в тёмном зеркале отражён образ Младенца в медальоне на груди Богоматери. Моток пряжи в левой руке Девы и тонкая нить в правой напоминают о том, что Пречистой было поручено прясть пурпур для завесы Иерусалимского храма (Протоевангелие от Иакова). Но эти предметы полны и символического смысла: ведь именно из плоти Матери будет соткан в лоне Её Божественный Младенец. А человеку европейской культуры нить напоминает и о том, что в руках хрупкой Девы — судьба грешного человечества. К сожалению, верхний слой живописи на Лике Девы оказался смытым. Гораздо лучше сохранился Лик архангела Гавриила с пышными, перевитыми золотым ассистом волосами.
Это одна из четырёх «золотоволосых» домонгольских икон, известных нам. Другие три — это Спас Нерукотворный (Третьяковская галерея), Спас Златые власы (Музей Московского Кремля) и Ангел Златые Власы (Русский музей).
Первоначальный фон Благовещения — свет — был тоже золотой, как, вероятно, и не сохранившиеся нимбы Архангела и Девы Марии. Серебряный нимб Младенца Христа, как предполагают, имеет более позднее происхождение.
Нонна Яковлева