Найти тему
Творчество и жизнь

Характеристика певческого звука

Материал взят из моей курсовой работы.

Звуки певческого голоса состоят из многих простых звуков. Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки — его частичными тонами, или обертонами. Голосовые складки при воспроизведе­нии звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны. Певческий голос человека особенно богат оберто­нами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими осо­бенностями голосового аппарата, но зависит также от согласован­ной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлово­го и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артику­ляционных органов.

Исходная сила певческого звука определяется величиной раз­маха колебательных движений голосовых складок, т. е. амплиту­дой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до опре­деленных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке ды­хания. Состояние резонаторных полостей также существенно вли­яет на силу звука, особенно это относится к ротоглоточному кана­лу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.

Абсолютная сила голоса (т. е. та, которая может быть измере­на специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную си­лу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе вы­сокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обер­тонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука. Продол­жительность звука зависит от дыхания.

Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 0,5 тона), своеоб­разная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсут­ствует в речи. При его утрате певческий звук делается безжизнен­ным, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с та­ким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пульсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание — тремоляцию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пульсации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начи­нает различать смену высоты и силы звука. Такая редкая пульса­ция обусловливает отрицательное качество-—«качание» голоса. Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука. Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.

О высоких женских голосах

Сопрано — высокие женские голоса, по характеру звучания бы­вают лирические, драматические и лирико-драматические.

Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, «мягкий» тембр. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы; у колоратурного сопрано – фа-соль третьей октавы.

Голос легко идет наверх. Лучше все­го звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются из­менению силы звука.

Различают центральное и легкое лирическое сопрано. Цент­ральное сопрано лирического характера, по полноте звучания оно приближается к драматическому сопрано, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр. Легкое лири­ческое сопрано с предельной верхней нотой соль третьей октавы и выше, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой вы­деляются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.

Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля малой октавы, — до третьей октавы. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому больше употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа1 — ля2). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одно­го или другого характера выделяются соответствующие признаки.

Песня в тональности для лирического сопрано
Песня в тональности для лирического сопрано

О низких женских и мужских голосах напишу в следующей статье! Спасибо, что прочитали, надеюсь, информация была вам полезной!

Пение
3339 интересуются