Материал взят из моей курсовой работы.
Звуки певческого голоса состоят из многих простых звуков. Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки — его частичными тонами, или обертонами. Голосовые складки при воспроизведении звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны. Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.
Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.
Исходная сила певческого звука определяется величиной размаха колебательных движений голосовых складок, т. е. амплитудой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до определенных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке дыхания. Состояние резонаторных полостей также существенно влияет на силу звука, особенно это относится к ротоглоточному каналу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.
Абсолютная сила голоса (т. е. та, которая может быть измерена специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную силу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе высокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обертонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука. Продолжительность звука зависит от дыхания.
Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 0,5 тона), своеобразная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсутствует в речи. При его утрате певческий звук делается безжизненным, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с таким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пульсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание — тремоляцию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пульсации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начинает различать смену высоты и силы звука. Такая редкая пульсация обусловливает отрицательное качество-—«качание» голоса. Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука. Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.
О высоких женских голосах
Сопрано — высокие женские голоса, по характеру звучания бывают лирические, драматические и лирико-драматические.
Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, «мягкий» тембр. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы; у колоратурного сопрано – фа-соль третьей октавы.
Голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука.
Различают центральное и легкое лирическое сопрано. Центральное сопрано лирического характера, по полноте звучания оно приближается к драматическому сопрано, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр. Легкое лирическое сопрано с предельной верхней нотой соль третьей октавы и выше, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.
Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля малой октавы, — до третьей октавы. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому больше употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа1 — ля2). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другого характера выделяются соответствующие признаки.
О низких женских и мужских голосах напишу в следующей статье! Спасибо, что прочитали, надеюсь, информация была вам полезной!