Сегодня не о малоизвестном и не о новинках, а о книге мэтров нашей фантастики Аркадия и Бориса Стругацких "Гадкие лебеди".
Написана эта повесть была в 1966-1967 годах. Практически с самого начала чтения не оставляла мысль, что неужели это написано так давно. Это же про сейчас. И неважно, что в книге не фигурирует название той европейской страны, в которой происходят события, но тут слишком много ассоциаций возникает.
Впрочем, политика политикой, режим режимом, но в книге это фон и обстоятельства. На самом же деле вопрос совсем в другом. Да, мы видим власть и прилипал к ней. Да, мы видим творческую "элиту", что ради своего благополучного существования готова продаваться и ваять то, что нужно власти: картины, скульптуры, статьи, романы - всё то, что прославляет и показывает величие. Но это есть и будет. Причем не только при тоталитаризме. Вопрос, повторяюсь, в другом - а как остаться человеком, что есть человек, чего заслуживает человек?
Здесь всё достаточно категорично. Полутонов практически нет. Есть мокрецы и дети вундеркинды, есть и те люди, что на их стороне, а есть остальные - масса. И показана эта масса крайне в неприглядном свете. Это настоящий паноптикум. И между двумя этими сторонами мечется писатель Банев, который вроде и совесть ещё и имеет, и принципы, но, чёрт побери, жить хорошо тоже хочется. Да и вообще жить. Его самого мучают противоречия, которые он заглушает алкоголем.
Нам с товарищем Виктором Баневым пришлось тяжеловато, так как читатель, как и этот персонаж, ни черта не понимает, что же тут творится в этом насквозь промокшем городке. Мы с ним то туда влезаем, то сюда. То мы с богемой пьем коньяк, то угоняем автомобиль с книгами. И мучает вопрос, кто же такие мокрецы и что они задумали? А задумали они страшное.
На самом деле такая категоричность не удивила. И такое деление на черное и белое. Тут надо было показать проблему в общем. И вопросы поднять не личные. Что заслуживает человек? Возможно ли помочь этому обществу, если само общество не хочет никакой помощи? Взрослые неисправимы. Дети категоричны в силу своего возраста и опыта, который только из книг. Поэтому суждения лишь от головы, не затрагивая ни струны души, ни эмоции, ни сердце. Вердикт прост - недостойны. Поэтому помогать некому, спасать некого, можно только изменить. Но уже без тех, кого изменить невозможно. Т. е. без взрослых вообще. Выкинуть всех на помойку истории и начать всё заново, без этого бесполезного груза, который лишь тянет вниз.
Гротескно немного это всё. Но мысль ясна. Всё прекрасно доносится. Четко, хлестко, безжалостно. Разочарование в людях - страшная штука. Поэтому исход был логичен и очевиден. Но немного печально, что ни у одного из детей не нашлось ни одного взрослого, которого бы он любил и не захотел бросить.
Занятна история этой повести. Первая публикация вышла не в советском издании, а в издательстве "Possev", находящемся во Франкфурт-на-Майне в Западной Германии. Это издательство было создано сразу после войны политическими беженцами из СССР. У нас же произведение планировалось опубликовать в 1968 году в "Молодой гвардии", но рукопись не прошла цензуру, что не удивительно. Но на полке не осталась, так как копии из редакций начали распространять через самиздат, откуда повесть и попала с ФРГ. В 1975 году повесть вышла на французском языке в издательстве "Albin Michel". В 1979 году издательство "Macmillan" на английском языке выпустило книгу в США и Великобритании. В 1982 "Гадкие лебеди" были изданы на немецком мюнхенским издательством "Wilhelm Heyne Verlag". В СССР же произведение увидело свет только после Перестройки - в 1987 году его опубликовал журнал "Даугава" под названием "Время дождя".
Также публиковалось под названием "Прекрасный утёнок".