Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас будет разговор про катушечники. Давно у нас этой темы на канале не было.
И вот решил я про них поговорить.
Сейчас на рынке в этом классе представлены Маяк 001, Маяк 003, Идель 001-1, Электроника ТА1-003, Электроника 004, Олимп 003, Олимп 004, да Олимп 005.
Ростов и Санда, что высшего класса, но по сути перелицованные перовоклашки сегодня не рассматриваем. Хотя может и зря.
Итак, что собой представляют сегодняшние магнитофоны.
1. Маяк 001.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak001.html
Аппарат выпускали с 1973го года. Максимальный размер катушек 18, т.е. 45 минут на сторону на 19й скорости.
Скорости 9 и 19.
Детонация 0.1%
Есть Ультразвуковой ПДУ.
По звучанию нужно понимать особенность тех лет. В те времена сделать схему без артефактов звучания было не возможно. Элементная база не позволяла.
Поэтому высококачественные системы шли по пути маскировки неприятно-звучащих артефактов.
Эта маскировка бывает разная. С разным уровнем. И по сути именно она и создала все эти Аудиофильские системы. Кому-то нравится один вид маскировки, кому-то другой.
Давайте даже это на фото представим. Вот фоткаете вы девушку. И вот удачный кадр. Она у лыбается счастивой довольной улыбкой, и ветер платье изящно и утонченно обдувает.
Но вот на заднем плане какой-то мужЫк. И вот как его маскировать? Можно его сделать черным силуэтом, можно квадратиками, а можно заменить на заверушку рекламные буклеты раздающую. Она ведь такая в нашем зрении максимально теряется. Иммунитет на рекламу.
А можно на смайлик красивый заменить. Или еще на что-то.
Вот это и есть разные способы маскировки артефактов. И одним подходят одни, а другим другие. В идеале нужно бы найти такой, чтобы его наше сознание не замечало. Но неидеальные приятные решения тоже бывают.
Этот Маяк в этом плане идет по пути маскирования неприятно звучащей 3й гармоники, а за счет сильного обогащения высоких частот второй гармоникой. Что делает звучание тарелок вместо резкого и грязного, мягким и рассыпчатым.
О достоверности копии с катушки на катушку тут речи уже не идет. Но с Аудиофильских позиций очень приятно звучит.
2. Маяк 003.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/majak003s.html
Много писать про него не буду. Начали его производить в 1984м году. Но кроме смены дизайна, каких-то существенных изменений в звучании не наблюдается.
Такой же Аудиофильский экземпляр.
3. Электроника ТА1-003
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/elektronika_ta1_003.html
Выпускали аппарат с 1979го года.
Умеет 27е катушки, скорости 9 и 19. Есть реверс.
Детонация 0.08%.
Вообще про детонацию я писал неоднократно. Аудиофильский минимум это 0.08% для джаза и классики. А 0.1% не плох для Хард-Рока. Он делает звучание гитар более монументальным.
Но вообще 0.1 процента детонации скрадывает мелкие детали. Поэтому мнимум это 0.08. И это важный момент.
Данная Электроника по нему проходит.
При этом здесь уже нет Аудиофильских маскирований артефактов.
Здесь максимально точный звук.
Правда при этом слышны некоторые артефакты на ВЧ. Они не сильные, и особо не мешают.
С этих позиций здесь максимальная точность звукозаписи и копии с катушки на катушку.
Правда с одной поправкой. Схема здесь не самая лучшая.
Она хорошая. Здесь с прямотоковой и реверсивной головок отдельные пред-усилители сигнала на 3х транзисторах каждый, далее уже идет схема коммутации, за ней операционник на микросхеме, после него переключение цепей коррекции АЧХ для 9й и 19й скоростей. И после еще один ОУ для финального уровня сигнала.
Схема с одной стороны максимально рациональная, но с другой все таки с уязвимостями вносящими искажения.
Которых лишен следующий аппарат.
4. Идель 001-1
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/idel001_1.html
Выпускался с 1986го.
Детонация 0.08%.
Но вместо 2х головок стоит она прыгающая. Т.е. геомтерически перемещающася в пространстве.
Но ведь это означает, что цепей коммутации нет. Да и схема если не путаю на транзисторах в чистом виде.
В итоге звучит он лучше. У него нет слышимых артефактов звучания. И при этом он относится к классу высокой точности звучания.
За это он кстати у меня ранее в обзорах схолопотал статус Лучшего Катушечного Магнитофона СССР.
5. Электроника 004
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/elektronika004.html
Я немножко нарушил хронологию. Этот аппарат выпускался с 1983го.
По сути это ТА1-003. Только детонация 0.1%.
Т.е. имеем и потерю детальности, и небольшие артефакты на ВЧ.
6. Олимп 003.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/olimp003s.html
Выпускался с 1984го. По сути та же Электроника 004. Только другой производственный подход к некоторым вопросам.
Детонация те же 0.1%.
7. Олимп 004.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/olimp004s.html
Выпускался с 1985го.
Реверса нет. Детонация 0.08%. С одной стороны это хорошо для звука. Да вот в отличие от Идели схема на ОУ.
В звуке присутсвует некая особая стеклянность на ВЧ.
Схема без маскикровки артефактов, да вот этих артефактов тут...
Но они все сконцентрированы на ВЧ.
8. Олимп 005.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/olimp_mpk005s.html
Выпускался с 1986го.
Аппарат одновременно и шедевр инженерной мысли и одновременно аутсайдер оной.
По логике и управлению он мировой рекордсмен среди катушечников.
Дело в том, что это ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ Катушечник, что умеет искать паузы.
Других таких не выпускали. Ни Акай, ни Сони, ни Пионер, ни даже Штудер с Ревоксом. У них у всех есть только перемотка по времени.
А здесь помимо перемотки по времени есть еще и поиск пауз.
Для реализации этого дела здесь стоит аж 3 процессора.
Есть невообразимо навороченные возможности по программированию последовательностей воспроизведения.
Детонация при этом 0.08 процента.
Да вот со схемой накосячили.
Дело в том, что сигнал с обеих головок встречает микросхема, что коммутатор входов на полевиках.
После нее идет ОУ, после которого схема коррекции АЧХ с коммутатром на полевиках под разные скорости, после чего еще один ОУ.
Т.е. вместо предусилителей с каждой головки, как у предшественников, тут сэкономили и поставили коммутатор сразу со входов головок.
Ну и как итог тут и в басу интермодуляция слышна, и на СЧ-ВЧ некоторая грязь наблюдается.
При этом никаких попыток маскикровать артефакты. Похоже в 80х инженеры разучились делать то, что умели начале 70х. И секрет хорошего звука в условиях схемотехнических искажений в СССР был утерян!!!
Т.е. аппарат стремится быть системой высокой точности. Но у него не получается.
***************************************************************************
По хорошему, как по мне, так надо вообще делать полный усилитель воспроизведения на каждую головку, и уже на выходе коммутировать сигнал.
Причем релюхой. Но данного решения ни у одного из представленных аппаратов нет.
Все, что есть в этом стремлении это только прыгающая головка у Идели.
Да это снижает долговечность и проводов, и настройки головки чаще калибровать нужно.
Но с точки зрения слышимых артефактов качества звучания она все таки лучше всех. У нее и детонация 0.08% и схема наиболее правильная.
****************************************************************************
Что же касается Аудиофильских Маяков, то на самом деле они очень интересно звучат.
Они реализуют концепцию звучания фирмы Денон. Ну вернее очень сильно похожи на их катушечники тех лет по звуку.
И в общем-то если не придираться к невозможности получить достоверную копию, а рассматривать аппараты именно с точки зрения прослушивания. то очень даже приятно звучат.
Я бы еще сказал, что переписывать на них цифровой Винил очень даже. Ведь смягчит верха. А это цифре полезно. Можно даже Компакт Диск переписывать.
Будет этакий аналоговый улучшайзер цифровых источников, с эффектной визуальной эстетикой.
Детонация конечно высоковата. 0.1 процента.
******************************************************************************
Ну и размышлялки на тему стоит ли сегодня его иметь.
Прагматики конечно скажут где записи брать? Скажут, что они конечно сейчас есть в продаже, да там такие цены...
И в общем давайте скажем правду. Не будем мы для этой цели его брать.
Его стоит брать именно для внешнего вида. Для визуализации процесса.
Для той ностальгии которая гласит, что вот в молодости я это все хотел да не мог. А сейчас МОГУ!!!
А сигнал при этом переписывать или с винила, или с цифры.
Например, чтобы комп не гонять для Хай Резов. Или новодельный цифровой Винил облагородить.
Понятное дело, что сегодня данные аппараты не расширят наших возможностей прослушивания качественной музыки. Но подарить приятную эстетику - это они могут.
И ради этого их стоит взять.
Ну а если вдруг случится связаться с мастер лентой, то разницу между Аналоговой Лентой и Аналоговым Винилом будет наиболее хорошо слышно на Идель 001-1, на Электронике ТА1-003.
Да и на Маяках, кое-что услышать можно.
Они хоть и Аудиофильские, и детонация высоковата, но это обогащение второй гармоникой - это может даже и еще сильнее разницу акцентирует.
Я считаю, что эти 4 модели передадут различие именно в качестве звука между Аналоговым Винилом и Мастер-Лентой.
Вот как-то так.
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье.