Проект "Справочник кинопижона" возник с целью рассказа о жанрах/течениях/направлениях в истории кино. Большая часть текстов канала за 2018-й год посвящена именно этой теме. Из идейных и технологических соображений в статье с рассказом о каждом из жанров я остановился на 5-10 фильмах. Проблема в том, что если в одной теме пяти фильмов было вполне достаточно, то в других не хватало и десятки. Поэтому в рамках новой рубрики на канале выйдет несколько статей с рекомендациями, где будут представлены все достойные, по моему мнению, фильмы того или иного жанра.
Начнем с сентиментально-боевого "Героического кровопролития". С исходной статьёй можно ознакомиться по ссылке, а ниже 16 достойных образцов жанра.
Наемники из Гонконга (Lie mo zhe), 1982, режиссер - Вон Цзин
В истории кино Гонконга имя Вона Цзина стало нарицательным. Как правило, когда он значится режиссером или продюсером фильма, можно ожидать только одного - лютой халтуры. Его подход к созданию фильмов - среднеарифметическое между Роджером Корманом и Майклом Бэем. Снимает он быстро, часто и размашисто избыточно. Но иногда звезды складываются правильным образом и его фильмы можно смотреть. "Наемники из Гонконга" - одно из таких исключений, бойкий и бездумный боевик, предвосхитивший эстетику еще не успевшего толком родиться жанра.
Длинная рука закона (Sang gong kei bing), 1984, режиссер - Джонни Мак
Фильм на два года опередивший "Светлое будущее" Джона Ву, считающееся родоначальником жанра, но основные элементы "Героического кровопролития" в нем присутствуют: зрелищные и кровавые перестрелки, грабители в качестве антигероев, фаталистическая атмосфера. Три вышедших продолжения оригиналу серьезно уступают.
Светлое будущее (A Better Tomorrow), 1986, режиссер - Джон Ву
Фильм, считающийся прародителем жанра и первый фильм в жанре, снятый его главным режиссером. Существуют два продолжения: первое снято самим Ву, второе - Цуй Харком. Оба заметно уступают оригиналу, но внимания достойны. В 2010-е в Гонконге был снят ремейк первой части, от просмотра которого поклонникам оригинала стоит воздержаться.
Город в огне (City of fire), 1989, режиссер - Ринго Лам
Годом спустя был снят другой фильм, представляющий более мрачный и реалистический подход к героическому кровопролитию. Главную роль в нём, как и в фильме Ву, исполнил Чоу Юнь-Фат.
Моё сердце это та вечная роза (Sha shou hu die meng), 1989, режиссер - Патрик Там
Если Лам добавил в жанр реализма, то один из пионеров гонконгской новой волны Патрик Там принёс романтику. В фильмах Ву героика всегда сочеталась с сентиментальностью, но Там вывел её на новый уровень, сняв 100% мелодраму в антураже войн триад.
Наемный убийца (Dip huet seung hung), 1989, режиссер - Джон Ву
Фильм, который делит вместе с "Круто сваренными" (о них ниже) титул самого известного гонконгского боевика без приставки "комедийный".
Пуля в голове (Dip huet gai tau), 1990, режиссер - Джон Ву
После успеха "Наемного убийцы" Джон Ву решил вернуться к теме вьетнамской войны. Шестью годами раньше он уже снял фильм на аналогичную тему "Герои не плачут", который добрался до проката только после успеха "Светлого будущего". В случае с "Пулей в голове" у него получилось значительно лучше, так как подходящий для такого кино бюджет ему выделили.
Последняя кровь (The Last Blood), 1991, режиссер - Вон Цзин
Еще один "удачный" фильм Вона Цзина. В эпоху видеокассет распространялся под названием "Круто сваренные 2", хотя был снят раньше шедевра Джона Ву и не имеет к последнему никакого отношения. Интересен как пример бездумного развлекательного фильма, копирующего букву, но не дух жанра. Если говорить только об экшн-сценах, то внимания стоит. Если о сценарии... ну это Вон Цзин у него со сценариями всегда не очень.
Круто сваренные (Hard Boiled), 1992, режиссер - Джон Ву
Для жанра героического кровопролития 1992-й стал ключевым годом, когда два главных режиссера жанра сняли свои лучшие фильмы. Первый - это конечно "Круто сваренные" Джон Ву. Есть ощущение, что снимая этот фильм режиссер так выложился, что творчески надорвался: каждый следующий фильм Ву становился все более конъюнктурным и уходил всё дальше от того, что сделало его главным экшн-режиссером эпохи.
Полный контакт (Full Contact), 1992, режиссер - Ринго Лам
Сказанное выше про Ву верно и для Ринго Лама. Последний тоже в будущем не смог снять чего-то столь же крутого, как "Полный контакт".
Отель мира (He ping fan dian), 1995, режиссер - Вай Ка-Фай
Начиная с 1993-го героическое кровопролитие стабильно теряет популярность. Ему на смену приходят фэнтезийные воздушно-веревочные уся. "Отель мира" снят именно в эту непростую для гонконгского кино эпоху и придется по душе далеко не всем поклонникам жанра. Сюжетно этот фильм можно отнести к героическому кровопролитию, но снят он в эстетике уся.
Самая длинная ночь (The Longest Nite), 1998, режиссер - Патрик Яу
В конце 90-х в кино вернувшегося в состав КНР Гонконга появились два режиссера, которые попытались вдохнуть жизнь в умерший казалось жанр. Одним из них был Бенни Чан, его фильмы балансировали где-то между гонконгскими и голливудскими боевиками. Вторым, которому удалось ненадолго вдохнуть жизнь в жанр, и создать актуальный изменившемуся времени киноязык, был Джонни То. "Самая длинная ночь" - продюсерский проект То, к режиссуре которого он привлек талантливого визуалиста Патрика Яу.
Герои не умирают (A Hero Never Dies), 1998, режиссер - Джонни То
Если в вышедшей годом спустя "Миссии" Джонни То найдет собственный киноязык, который и принесет ему популярность в мировом масштабе, то в 1998-м он снимает фильм, решенный в стилистике раннего Джона Ву.
Время не ждет (Shun liu ni liu), 2000, реэиссер - Цуй Харк
Цуй Харк обращался к жанру всего дважды, большую часть карьеры он провел, снимая экшн-кино совсем другого типа. Если "Светлое будущее 3" получилось спорным, то "Время не ждет" показало визионерский стиль Харка во всей красе. История достаточно банальна, но в постановке экшна режиссер развернулся.
Зона триад (Jiang Hu: The Triad Zone), 2000, режиссер - Данте Лам
Скрытое золото гонконгского кино. Назвать фильм образцом жанра нельзя, скорее он представляет собой тонкую пародию на все гонконгские фильмы о триадах, вместе взятые, включая фильмы Джона Ву и Джонни То. Без знания контекста фильм легко не понять, но людям в теме "Зона триад" может принести настоящее удовольствие.
Отверженные (The Exiled), 2006, режиссер - Джонни То
Последний на данный момент шедевр жанра, в котором То использовал большинство жанровых клише, но так что смотрятся они свежо и органично.