Найти тему
Navygaming Channel

Последние месяцы крейсера "Карлсруэ"- воспоминания очевидца/2 - Война, первые боевые действия

Предлагаемый вам материал часто имеет оригинальное название "Плавание крейсера "Карлсруэ" и считается выдержками из дневника капитана-лейтенанта Ауста. Известно, что первоначально статья была напечатана в "Морском сборнике" (1916), поэтому не удивительно, то некоторые события имеют субъективную оценку и иногда расходятся с общепринятым мнением. Редакция русского Морского Министерства, помещая его в "Морском сборнике" считала необходимым указать, что высказанные автором неверные суждения остаются на его совести. Хочу предугадать высказывания "горячих голов", типа "аффтор врет, все было не так" - сто лет назад автору с борта крейсера сложно было сохранить объективность. Но в комментариях было бы любопытно увидеть пояснения к тем событиям. События датированы 1914 годом.

Второй раз данный материал был опубликован уважаемым Н.И.Печуконисом в его сборниках "Бриз" (№15, 16, 18/1997 года) - отдадим должное труду этого человека и выразим свою благодарность.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ

1 августа. После полудня пришел приказ о мобилизации. Почти одновременно мы узнали, что "Бервик" вернулся обратно в Гавану.
Командир после ужина
объявил на баке команде приказ о мобилизации и в коротких словах рассказал о политическом положении. В заключение он провозгласил "ура" за Верховного вождя. Команда молча разошлась, но вскоре послышались их возбужденные голоса, и еще поздно ночью были видны группы матросов, оживленно разговаривавших на палубе.

Весь корабль находился в напряженном состоянии. Кто бы мог хоть приблизительно сказать, что произойдет? У многих, особенно младших, взяло верх чувство жажды приключений, уверенности, что нам предстоит что-то новое, великое. В носовом помещении раздалось "Die Wacht am Rhein" и "Deutschland, Deutschland uber alles" и повторилось на всем крейсере. Для более же рассудительных представление о неминуемой войне, которая должна была всю Европу, весь свет, залить огнем, было столь чудовищным, что они только постепенно начали понимать значение слов командира. И не один из них задумался о том, что он оставил на родине.

Малый крейсер "Карлсруэ"
Малый крейсер "Карлсруэ"

2 августа. Объявление войны России застало нас на памятном для немцев месте: здесь в 1870 году немецкий "Метеор" и французский "Буве" имели бой, который окончился плачевным бегством сильнейшего француза в Гавану. Это воспоминание было для нас добрым предзнаменованием.

Бой "Метеора" и "Буве"
Бой "Метеора" и "Буве"
Для справки: результаты боя для немецкого "Метеора" все таки были более плачевны, чем для "француза"

По окончании краткого богослужения, поздно вечером, командир сообщил команде об объявлении войны России и о вступлении в силу законов военного времени. В эту ночь команда оставалась также очень долго на палубе и обсуждала громче или тише, судя по темпераменту, происшедшие события. Конечно, война с Россией пока не влекла никаких изменений в нашем положении: что мы могли предпринять против России здесь, где не было ни одного русского корабля. Но все были уверены, что теперь скоро должен произойти разрыв и с Францией, а прежде всего с Англией. Франция ни за что не пропустит случая вместе с ее богатырским другом, Россией, напасть и, наконец, утолить жажду реванша. Но что предпримет Англия? Это было для нас существенным вопросом. Следовало ожидать и надеяться, что разрешение его наступит возможно скоро.

3 августа. Разрыв с Францией, который сделался нам известным сегодня, не вызвал особенного возбуждения команды. Все ожидали этого. В нашем положении это не производило никакого изменения. Конечно, враг был теперь в непосредственной близости, и мы имели вполне определенные задачи в отношении его судов и их опорных пунктов, но все-таки вопрос относительно намерений Англии оставался открытым. Если она останется с нами в мире, то это будет для нас очень стеснительно в наших предприятиях против французов и вообще будет мешать нашим действиям. Командир был уверен, что объявление войны Англией - это вопрос нескольких часов. Так как он вынужден был находиться в ожидании, то он хотел использовать это время для приближения к английским торговым путям, чтобы быть в готовности, по объявлении войны Англией, исполнять свою задачу - вредить неприятельской торговле. Поэтому он пошел на север к Флоридскому проливу. Броненосный крейсер "Бервик" снова вышел из Гаваны с уменьшенным числом огней на палубе. Известие это, конечно, не уменьшило нашего недоверия к англичанам.

Крейсер "Карлсруэ"
Крейсер "Карлсруэ"

4 августа. После полудня пришло, наконец, разрешение вопроса: Англия объявила войну Германии. Это известие произвело значительное облегчение. Теперь мы знали, что нам следует делать. Ожидание, которое становилось с каждым часом более тягостным, окончилось. Мы имели теперь руки развязанными; все возлагали большие надежды на ближайшие дни. Нелегко передать господствовавшее настроение. Мечты о приключениях, любопытство о том, что с нами случится, нетерпение начать действия, - все это переплеталось с мыслью о наших близких. Число врагов нашего Отечества было достаточно велико, и естественно, что не один думал с тоской о семье, оставленной дома. Но эти мысли не выражались громко, и только серьезные задумчивые лица являлись их показателями. Я легко могу представить настроение, с которым наши войска перешли вражеские границы, и взрыв одушевления среди оставшихся после известия о первой победе. Все мы, лишенные возможности быть в это время на родине, были этим крайне огорчены. Неудивительно, что на нашем крейсере, находящемся вдали от Отечества в отдельном плавании, не было такого подъема духа. За свое судно мы были спокойны. Мы чувствовали безусловное доверие к нашему молодому, полному огня и сил командиру, и были уверены, что каков бы ни был конец нашего плавания, все-таки он не будет постыдным. Но волей-неволей думы наши были заняты судьбой родины. Что там могло произойти? Был ли действительно настолько могуч наш народ, чтобы с честью выдержать такое чудовищное нападение со всех сторон? Мы к сожалению знали, что не так скоро получим ответ на эти вопросы, и это ожидание, в связи с нашим изолированным положением, не могло вызвать у нас радостного настроения. В это время никто их нас еще не предполагал, что даже удовольствие получения тех немногих известий, которые мы перехватим, будет отравлено тем баснословным количеством лжи и выдумок, какие будут рассказываться нашими врагами.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

5 августа. Около 7 часов утра мы задержали итальянский пароход "Мондибелло" из Мессины и послали туда призовую команду. После того как призовой офицер, старший лейтенант Вильгельм Шредер, убедился, что пароход, действительно, итальянский, и все его бумаги в порядке, он был отпущен. Он шел с балластом в Гальвестон, и, так как на нем не было радиотелеграфа, то его капитан не знал никаких новостей за последние 14 дней и был немало удивлен, когда призовой офицер рассказал о последних событиях; после того как ему было сказано, что Италия держит нейтралитет, он с чисто итальянским одушевлением, начал уверять, что подобное поведение ему совершенно непонятно, и он горячо надеется, что Италия все-таки примет нашу сторону. Вероятно, он только тогда почувствовал у себя легко на душе, когда пришло позволение следовать дальше. Это было наше первое боевое действие.

Сегодня мы вошли в телеграфную связь с быстроходным пароходом Северо-Германского Ллойда "Кронпринц Вильгельм", шедшим из Нью-Йорка. Командир хотел его вооружить, как вспомогательный крейсер, и условился относительно места встречи.

По данным Дж.Корбетта: "... "Бервик" принял радиосообщение "Карлсруэ", вызывавшего пароход, который мы считали "Фридрихом дер Гроссе", из Нью-Йорка, но на самом деле оказавшийся "Кронпринцем Вильгельмом".

На крейсере начались сейчас же приготовления к вооружению парохода. Была подготовлена передача двух 8,8-сантиметровых орудий, ружей и патронов, а также вещей переводимой к орудиям прислуги. Встреча с "Кронпринцем Вильгельмом", предположенная на следующий день, сделалась теперь главной задачей, так как мы хотели вооружением этого парохода удвоить наши силы для ведения крейсерской войны. Чтобы команда оценила важность этой задачи, командир сказал ей маленькую речь. Следующий день показал, что команда его поняла. Если бы каждый отдельный человек не вложил всю душу в эту работу по вооружению, то, возможно, что неприятельский крейсер успел бы подойти своевременно и помешать этому увеличению наших сил. Как правилен был расчет командира, показало будущее: "Кронпринц Вильгельм" принес англичанам столько же вреда, что и "Карлсруэ": он потопил тринадцать больших пароходов и долгое время заставил неприятельские боевые силы гоняться за собою по Атлантическому океану.

Немецкий лайнер "Кронпринц Вильгельм", довоенная открытка
Немецкий лайнер "Кронпринц Вильгельм", довоенная открытка

6 августа. На рассвете, около 7 часов, появился прямо по носу встречным курсом какой-то пароход. Так как он не поднимал позывных, а радиостанция крейсера принимала очень сильные волны какого-то английского крейсера, который, вероятно, находился где-то поблизости, то была пробита боевая тревога. Вскоре пароход повернул право на борт и, когда стал к нам лагом, то мы сейчас же узнали в нем быстроходный пароход "Кронпринц Вильгельм". "Карлсруэ" подошел к нему и остановился у правого борта. Командир съехал на катере, чтобы переговорить обо всем необходимом с капитаном. Минут через 15 он вернулся и подошел на крейсере к левому борту парохода, курсом на SSO. Таким образом, крейсер был заслонен высоким и глубоко сидящим пароходом достаточно хорошо от ветра и зыби. Но все-таки оба судна так поднимало и опускало зыбью, что, если бы не было специально для этой цели заранее приготовленных деревянных и тросовых кранцев, продолжительная стоянка в таком положении борт-о-борт была бы невозможной. Как только суда ошвартовались, сейчас же началась передача пушек и боевых запасов, а также излишних шлюпок, моторного катера и гички на "Кронцпринц Вильгельм". Работу старались всячески ускорить. На обоих судах играли судовые музыканты, и настроение команд было веселое. Наблюдение за горизонтом было, конечно, на каждом судне удвоено.

SMS "Кронпринц Вильгельм" был интернирован в порту  США в апреле 1915 года
SMS "Кронпринц Вильгельм" был интернирован в порту США в апреле 1915 года

Вдруг во время работы докладывают с фор-салинга, что на StW виден столб дыма. Было 10 часов 15 минут утра. Вскоре появились две мачты, потом три трубы и, наконец, на ясном небе обрисовался высокий мостик корабля. Для всех нас это были знакомые очертания крейсера типа "Саффолк", но мы офицеры все считали, что это "Бервик", - ибо появление этого крейсера было наиболее вероятным; команда же - потому, что она из этого типа чаще всего встречала "Бервик". Впоследствии из английских газет мы узнали, что это был "Саффолк", а флаг, который, по нашему предположению, он поднял, идя в бой, был адмиральский.

По данным Дж.Корбетта: "..."Бервик", возвращаясь на Ямайку для погрузки углы, осматривал пролив Виндворд, "Бристоль" же немедленно повернул на юг и полным ходом пошел к указанному месту. Учитывая, что "Карлсруэ" имел перед "Саффолк" один узел преимущества в ходе, адмирал знал, что ему предстоит долгая погоня, но надеялся на помощь "Бристоля". На случай, если неприятель попытается повернуть и ускользнуть через проход Кайкос, адмирал назначил "Бервик" рандеву в 60 милях на северо-восток от острова Маригуана"... .

Неприятельский крейсер правил сначала почти на NO. Казалось, что он нас заметил, когда его мостик был весь над горизонтом. Тогда только он повернул на нас. Как только в идущем судне был опознан неприятель, работы на обоих судах были, по приказанию командира, прекращены. Офицеры и команда, которыми должны были обменяться суда, отправлены на новые места службы. Швартовы были отданы, "Карлсруэ" дал "полный назад", "Кронцпринц Вильгельм" - "вперед", и корабли отдалились друг от друга при криках "ура" и звуках музыки. Сзади "Кронцпринца Вильгельма" прыгали по волне на длинном буксире наш моторный катер и командирская гичка.

Контр-адмирал К.Крэдок на крейсере "Саффолк" пытался догнать в ту ночь "Карлсруэ"
Контр-адмирал К.Крэдок на крейсере "Саффолк" пытался догнать в ту ночь "Карлсруэ"

Тогда на "Карлсруэ" пробили, второй раз в этот день, боевую тревогу. "Кронцпринц Вильгельм" взял курс на NNO, "Карлсруэ" - на NtW, и вскоре мы потеряли друг друга из виду. Преобразование "Кронцпринца Вильгельма" в вспомогательный крейсер все-таки было вполне закончено. Наш штурманский офицер, капитан-лейтенант Тирфельдер, был назначен командиром нового корабля. "Карлсруэ" получил с "Кронпринца Вильгельма" трех офицеров запаса флота. Кроме того, мы получили кое-какую провизию. Англичанин решил преследовать "Карлсруэ", что было чрезвычайно кстати для "Кронпринца Вильгельма", который мог спокойно произвести окончательное свое вооружение, установку пушек и т.д. По газетам мы узнали, что английский адмирал полагал, что мы назначили пароходу рандеву для приема с него угля, и, думая, что помешали этой погрузке, решил, что мы далеко не уйдем. При этом преследовании, считая, что противник идет не более 19 узлов, "Карлсруэ" шел около 21 узла и довольно скоро ушел от погони. Но воздух был настолько чист, что до 4 часов пополудни мы видели вертикальный столб дыма неприятельского крейсера. На "Карлсруэ" настроение было приподнятое. Все радовались, что вооружение нового крейсера увенчалось успехом. Конечно то, что мы должны были бежать от врага, было не особенно приятно, но каждый сознавал, что было бы совершенно бессмысленным, вступить в бой с кораблем, превосходившим нас во всем, исключая скорости. Все мы знали, что нашей задачей является вред неприятельской торговле, и к выполнению ее то мы и могли теперь приступить. Сознание этого заставило нас испытывать злобную радость по отношению к нашему преследователю, который наверное злился еще больше нас. Все офицеры, за исключением занятых службой в другом месте, собрались на мостике. "Карлсруэ" уменьшенным ходом шел на север.

Броненосный крейсер "Саффолк", тип "Кент"
Броненосный крейсер "Саффолк", тип "Кент"

В 7 ч. 40 м. вечера пробили, третий раз в этот день, боевую тревогу, и все разошлись на места по расписанию. На левом траверзе появился корабль, идущий на пересечку с затемненными огнями. Расстояние было около 6000 метров. При лунном свете можно было достаточно хорошо рассмотреть очертания длинного низкого судна, не менее чем с тремя трубами. Мы сейчас же вспомнили о нашем приятеле из Пуэрто-Мексико, маленьком английском крейсере "Бристоль". Неприятель почти сейчас же открыл огонь, на который мы немедленно отвечали. Около часа оба судна ходили параллельными курсами, постепенно прибавляя ходу, чтобы выиграть лучшее положение, и довели скорость до 25 узлов. После 8 часов противник, державшийся первоначально на нашем траверзе, вдруг резко стал отставать. Его огонь постепенно стал ослабевать и, наконец, прекратился. Так как "Бристоль" закрыло густым облаком нашего дыма, то и мы прекратили огонь.

По данным Дж.Корбета: "... "Карлсруэ" ушел вперед настолько, что скрылся из виду, но вскоре его заметили с "Бристоля". В 20.15 он оказался прямо под луной на 3 1/2 R справа по носу. "Карслсруэ", идя на север, находился в шести милях от нашего крейсера и не замечал его. "Бристоль" повернул на 7 R влево и приготовился открыть огонь правым бортом. Расстояние быстро уменьшалось, и, когда дошло до 33 кбт, был сделан первый залп. "Карлсруэ" немедленно ответил и, быстро повернув к востоку, привел "Бристоль" позади своего траверза; некоторое время оба крейсера шли параллельными курсами, освещенные луной. Преимущество в ходе "Карлсруэ" сказывалось, расстояние начало быстро увеличиваться, и, как только стало возможным, он повернул влево, чтобы выйти "Бристоль" под нос. Последний повернул на NO, но через несколько минут "Карлсруэ" повернул на SO и скрылся в собственном дыму. К несчастью, наш крейсер не мог развить полного хода, и фактически "Карлсруэ" имел преимущество в ходе не на узел, а гораздо больше. Вскоре ход "Бристоля" упал до 18 узлов, и в 10.30 немецкий крейсер скрылся"....

Условия, при которых мы могли бы продолжать этот бой, были таковы, что командир не мог на них решиться со спокойной совестью. Ночной бой, даже при такой спокойной и светлой погоде, как была сегодня, всегда рискован, так как его исход зависит от многих случайностей, которых нельзя предвидеть. Кроме того, нам было известно, что севернее нас находились броненосные крейсера "Ланкастер" и "Эссекс", а к югу - преследовавший нас "Саффолк" и "Бервик". Само собой разумеется, что еще утром "Саффолк" всеми мерами пытался направить нам на пересечку остальные крейсера, хотя мы и старались, работая полной мощностью нашего телеграфа, препятствовать его телеграфированию. Но наше положение относительно неприятельских кораблей было очень неблагоприятным, и мы не могли с уверенностью сказать, что наши старания мешать "Саффолку" увенчались успехом. Поэтому мы должны были считаться с тем, что в непродолжительном времени к месту боя подойдет один или даже несколько броненосных крейсеров. Тогда после двух дней военных операций наша деятельность была бы закончена, хотя мы даже еще и не приступали к выполнению возложенной на нас задачи.

Броненосный крейсер "Бервик" - еще один мощный соперник немецкого рейдера
Броненосный крейсер "Бервик" - еще один мощный соперник немецкого рейдера

Командир решил поэтому прекратить бой, чтобы сохранить крейсер для ведения торговой войны. "Карлсруэ" во время этого непродолжительного боя не получил никаких повреждений, хотя неприятельские залпы ложились очень близко. Попадания в противника тоже как будто не было. Вследствие большого хода, во время этой схватки наш запас угля так уменьшился, что командир решил идти в какой-либо нейтральный порт, чтобы принять уголь. Идти в одну из североамериканских гаваней было неблагоразумно, так как мы могли снова подвергнуться преследованию одного из находившихся на севере броненосных крейсеров, и это могло быть для нас гибельным, в особенности, если бы ему удалось отрезать нас от берега. Во время схватки правили нордовыми курсами; около 10 часов вечера командир приказал повернуть и проложить курс на Порто-Рико. Мы не могли надеяться, что изменение нами курса, вследствие оставшегося после нас облака дыма и плававшего остатка нашего угольного мусора, не будет замечено неприятелем. Мы не знали, следует ли он за нами, и больше его в эту ночь не видели. Постепенно ход был уменьшен до 16 узлов. Командир и большая часть офицеров оставались на мостике. Команда спала на своих местах по боевой тревоге.

Для справки: По некоторым данным "Карлсруэ" концу погони имел только 112 т угля и 31 т нефти, вместо полного запаса в 1320 т угля и 190 т нефти.

7 августа. Утром вероятность нового боя возросла, и уже на рассвете прежде чем командир приказал "приготовить корабль к бою", в ожидании столкновения, все офицеры собрались на мостике. Наблюдение за горизонтом было усилено. Все мы с напряжением ожидали, в какой части горизонта появится столб дыма. Становилось все светлее и напряжение возрастало. Наконец, вполне рассвело, и взошло солнце; все продолжали искать по горизонту. Никто не хотел верить глазам: неприятеля не было видно. Должно быть, несмотря на лунную ночь, наше изменение курса не было замечено. Было скомандовано "от орудия отойти", ход уменьшен до 12 узлов. Если мы желали дойти до Порто-Рико, то следовало экономить уголь; 12 же узлов - это наш экономический ход. В этот день нам пришлось пережить еще несколько томительных мгновений. Наш радиотелеграфный офицер доложил командиру, что разговор английского корабля становится все слышнее и слышнее. Около 7 часов утра было очевидно из работы телеграфа, что его следует считать очень близко и на сходящемся с нашим курсе. Следующие моменты были для "Карлсруэ" чрезвычайно критическими.

По данным Корбета: "... Крэдок.. находился лишь в 20 милях к западу от места погони. Зная от "Бристоль" курс противника, адмирал направил корабль на SSO... Вначале курсы "Саффолк" и "Карлсруэ" мало отличались, но вскоре после 15 часов адмирал Крэдок повернул на юго-восток, а с рассветом на восток, как раз наперерез курсу неприятеля. В это время капитан 2 ранга Келер слышал радио наших судов, но изменить курса ... не мог, и только случай спас на этот раз немецкий крейсер, так как "Саффолк", пересекая его курс , в 8 часов прошел у него за кормой только-только вне видимости..."

Взять в сторону в виду таявшего у нас угольного запаса было невозможно; по этой же причине мы не могли увеличить скорости, так как возрастал и расход угля. Мы предполагали в невидимом неприятеле броненосный крейсер типа "Саффолк". Это не мог быть "Бристоль"; все же остальные английские суда, плававшие кроме него в этих водах, были броненосные крейсера. Английские газеты подтвердили впоследствии наше предположение, что это был "Бервик", возвращавшийся после неудачной погони за "Кронпринцем Вильгельмом".

Тот самый "Бристоль", страница из британского справочника
Тот самый "Бристоль", страница из британского справочника

Если бы этот крейсер нас открыл, и мы пытались бы прибавить ходу, спастись от него бегством, то рисковали быть вынужденными сжечь в открытом море наш последний уголь. Если же мы приняли бы неравный бой, то его исход был очевиден. Оба случая означали конец нашей деятельности, прежде чем она фактически начата. Но во всяком случае принятие боя давало возможность лучших результатов, так как мы все-таки надеялись нанести при этом неприятелю возможно больше повреждений. Около 10 часов было слышно сильнее, чем раньше, телеграфирование нашего невидимого врага, потом постепенно оно стало тише. Видимо, он пересек наш курс за горизонтом. Мы облегченно вздохнули.

По данным Корбета: "... получив радиосообщение адмирала, этот крейсер ("Бервик") из пролива Виндворд немедленно повернул на NO. Хотя радио нашего крейсера слышалось все яснее и яснее, однако "Карлсруэ" не мог ни изменить курса, ни увеличить ход. К его счастью, в тот момент, когда встреча казалась неизбежной, радио стало слышаться все слабее и слабее. Дело в том, что "Бервик", почти дойдя до пересечения курса неприятеля, повернул на запад для дальнейшего осмотра Багамских островов.

Ожидание конца, без возможности обороняться и без утешения, что и мы не даром существовали, не могло вызвать хорошего настроения. Но, конечно, всякий хранил свои мысли в тайне. Командир наружно был так спокоен, что в его близости каждый чувствовал себя бодрее; но, само собою разумеется, этот день был для него самым тяжелым из всего времени наших военных операций. С момента схватки он не сходил с мостика, и мы еле могли его уговорить подремать несколько часов в плетеном кресле, которое принесли на мостик. Кроме того, ранее ему пришлось пережить несколько дней физического и духовного напряжения; тем не менее бодрость его и энергия не оставляли желать ничего лучшего.

Крейсер "Карлсруэ" в море
Крейсер "Карлсруэ" в море

8 августа. Команда в эти тяжелые и напряженные дни работала чрезвычайно усилено. Под наблюдением офицеров она была разбита на два отделения и перегружала в угольных ямах уголь поближе к котлам. Жара была такая ужасная, что работали совершенно голые и отдыхали в таком виде, черные, как негры, на баке, где для предохранения от солнечных лучей пришлось поставить тент. Единственным нашим оружием во время этого перехода была бдительность впередсмотрящих.

Продолжение следует...

Примечание: используемые в тексте статьи обороты речи, построение фраз, наименование населенных пунктов соответствует исходным записям...

Источники : сборник "Бриз" №14/1997 г. (сост. Н.И.Печуконис); Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.