Найти тему
1520. Все о путешествиях

Семь часов на электричке: почему такой ажиотаж вокруг «Ласточки» Москва – Минск, ведь она неудобная?

Оглавление

Да, измельчал масштаб новостей. Раньше в России запуск какого-нибудь «Стрижа» до Берлина обсуждали буднично и без энтузиазма. Теперь запуск «Ласточки» из Москвы в Минск – новость номер один. Но я не спешил бы радоваться. И ехать.

Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, и группа в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого.

Поезд за границу. Пока единственный

Россия и Беларусь фактически открыли внутреннюю границу еще несколько месяцев назад, когда возобновили движение фирменного поезда №1/2 сообщением Москва – Минск. Он ходит раз в два дня.

Но очевидно, что этого недостаточно для потенциального пассажиропотока между двумя странами на лето. Поэтому с апреля интенсивность поездов увеличивается.

Существующий поезд Москва – Минск станет ежедневным. К нему добавятся поезд в Москву из Бреста. Возобновит движение поезд Брест – Минск – Петербург. Раз в четыре дня будет ходить поезд Минск/Гомель – Адлер. Наконец, с 30 апреля случится то, о чем говорят полгода. Из Москвы в Минск пойдет «Ласточка».

Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

Поезда будут ходить из Москвы в Минск и из Минска в Москву зеркальным расписанием. Это значит, что время отправления с конечных станций и время прибытия в города назначения будет одинаковым. Утренние поезда отправятся из Москвы и Минска в 6:20, будут следовать с одной остановкой в Смоленске и прибывать в Минск и Москву, соответственно, в 13:10. Время в пути составит 6 часов 50 минут.

Вечерний рейс пойдет расписанием 16:00 – 22:55. Ехать поезда будут на пять минут дольше за счет дополнительной остановки в Вязьме.

Четыре минуса и один плюс

Какие я вижу недостатки у этих поездов?

Во-первых, все-таки «Ласточка» – это пригородный поезд. То, что в России их запускают между городами – это, скорее, местная специфика: типа, ничего лучше нет (но это неправда). Высидеть в «Ласточке» три – три с половиной часа (как, например, при поездке из Москвы в Иваново или из Петербурга в Псков) – можно. Сидеть дольше – объективно тяжело.

Кресла в вагоне «Ласточки». Фото: пресс-служба РЖД
Кресла в вагоне «Ласточки». Фото: пресс-служба РЖД

Если сравнить кресла «Ласточки» с креслами настоящих поездов дальнего следования (типа «Сапсана», «Стрижа» или даже обычных классных вагонов ФПК), то очевидно, что «Ласточки» проигрывают. У РЖД есть маршрут «Ласточки» и на 11,5 часов – это Псков – Петрозаводск. Те, кто ехали целиком, говорят, что это пытка. Правда, на этой «Ласточке», как правило, никто не едет весь маршрут, ее используют больше как пригородный поезд.

Во-вторых, слишком раннее отправление «Ласточки» из Москвы отсекает многих, кто не успеет на нее попасть на общественном транспорте. Если бы она уходила не в 6:20, а хотя бы на полчаса позже, шансов было бы больше. Метро открывается в 5:30, и доехать с окраин до Белорусской к этому времени если и можно, то очень впритык. Надо же еще заложить время на досмотр! Те, кто привык приезжать на вокзал за полчаса до отправления, могут и вовсе не рискнуть взять билет на такой поезд.

Тестовая поездка «Ласточки» в Минск. Фото: пресс-служба РЖД
Тестовая поездка «Ласточки» в Минск. Фото: пресс-служба РЖД

В-третьих, изначально обсуждалось, что «Ласточка» будет останавливаться еще и в Орше, но от этой остановки отказались. В итоге получился поезд исключительно для поездок из Москвы и Смоленска в Минск и обратно. Белорусы из Орши до Минска, например, на «Ласточке» уже поехать не смогут.

Наконец, в-четвертых, время в пути поезда все же нельзя назвать прорывом. Сейчас ночные поезда идут на два часа больше. Но одно дело спать девять часов и совсем другое – сидеть семь.

Но есть и один жирный плюс. «Ласточка» дешевле обходится перевозчику в обслуживании, соответственно, дешевле будут и билеты. Говорят, цены начнутся от 1500 рублей, что примерно вдвое дешевле, чем стоимость плацкарта в ночных поездах. А это значит, что столицы двух стран, которые по политическим причинам стали сейчас как никогда близки, будут лучше соединены друг с другом, и люди смогут восстановить потерянную из-за пандемии связь.

Увидит ли Минск НОВУЮ «Ласточку»?

Жаль, что в РЖД отдают предпочтение «Ласточкам», а не классическим поездам дальнего следования, которые могут дать больше комфорта и (зачастую) перевезти не меньше людей.

Есть, например, хорошие двухэтажные вагоны с сидячими местами. Их вполне можно комбинировать с купейными вагонами или СВ, чтобы у пассажиров был выбор – ехать сидя или лежа. В двухэтажках кресла намного шире и комфортнее, чем в «Ласточках», больше туалетов, места для багажа и т.д.

Но недавно появилась новость, что на заводе «Уральские локомотивы», который выпускает «Ласточку» по лицензии Siemens, сделали новую модификацию этого поезда.

Фото: «Уральские локомотивы»
Фото: «Уральские локомотивы»

На заводе научились делать поезда ЭС1П (поезд повышенной комфортности для дальнего следования) не только в пяти-, но и в десятивагонном исполнении. Ранее в дальнем следовании сдваивали пятивагонные «Ласточки», а год назад 10-вагонные электрички появились в пригородном сообщении в Москве.

Но самое главное для пассажиров – то, что конструкторы установили новый тип сидений.

Фото: «Уральские локомотивы»
Фото: «Уральские локомотивы»

«Помимо возможности регулировать положение подушки сидения, у кресел появилась возможность изменять угол наклона спинки, что значительно повышает уровень комфорта во время путешествий на дальние расстояния. Кроме этого, два ряда сидений теперь развернуты в обратном направлении, чтобы пассажиры могли выбрать наиболее удобный способ посадки во время движения поезда. Все сидения оборудованы розетками и USB-портами», – сообщил завод в пресс-релизе.

Первая такая «Ласточка» выйдет на маршрут уже летом, но где именно она будет использоваться, пока не известно. Возможно, что и на маршруте Москва – Минск. Добавить комфорта первой международной «Ласточке» уж точно не помешает.

А вы поехали бы на «Ласточке» семь часов?