Пути сообщения
Речные пути. В губернии, носящей характер горной местности, есть много рек и речек, из которых многие являются единственными в крае удобными путями для летнего передвижения и перевозки грузов.
Наиболее важное значение для края имеют следующие большие реки: Камчатка, Анадырь и Охота, а также несколько других меньшего протяжения. На первом месте по заселённости долины, стоит р. Камчатка, где на протяжении около 700 вёрст расположено 4 волости с 21 селением; по реке Камчатке летом снабжается продуктами и прочими предметами домашнего потребления вся центральная часть полуострова Камчатки и потому грузовое катерное движение здесь развито более всего.
На втором месте стоит р. Анадырь — 8 береговых селений.
По этой реке снабжается продовольствием всё оседлое и кочующее население центральной части Анадырского уезда, а расположенное в 800 верстах от устья селение Марково служило торговым центром не только для Анадырского уезда, но и для соседнего Гижигинского уезда а по р. Белой, приток р. Анадыря (500 вёрст от устья) снабжается Колымский край.
Эти большие естественные водные пути подробно не исследованы, а потому неизвестно, как далеко они судоходны и для каких судов, с какой осадкой в разных местах течения. На возможность прохода в р. Камчатку морских судов указывает пример, когда в 1909 г. экспедиционный пароход «Владивосток» инж. Крынина, имея морскую осадку 6–7 фут., прошёл бар реки и поднялся вверх на 13 вёрст до Устье-Камчатска и только за отсутствием лоцманов и неизвестности фарватера, не рискнул подняться выше.
С целью исследования рек Камчатского края, в навигацию 1909 г. Управление водных путей Амурского бассейна отправило на полуостров Камчатку инж. Крынина, которым и были рекогносцировочно исследованы:
1. Р. Камчатка от её истоков до выхода в море — на протяжении 677 1/2 вёрст.
2) Р. Авача от устья до с. Коряцкое — 61 вер.
3) Большая от с. Начики до устья — 179 вер. и
4) Р. Быстрая от с. Малки до впадения в р. Большую ниже с. Большерецкое — на протяжении 130 вёрст.
Судоходными, для речных судов разной осадки, были признаны:
1) Р. Камчатка от с. Машура до выхода в море — на протяжении 481 версты.
2) Р. Авача — на протяжении 38 1/2 вёрст от устья по с Завойко.
3) Р. Большая на протяжении 52 вер. от слияния р.р. Большой и Быстрой до выхода в море.
В книге «Отчёт рекогносцировочным исследованиям в 1909 г. рек Камчатского полуострова», инж. Крынина, изд. в 1913 г. — можно найти подробности отчёта исследования.
Стоимость одной версты исследования реки по указанию инж. Крынина в 1909 г. обошлось 9 р. 67 к. Эта стоимость значительно ниже стоимости (38 р.) изыскания грунтовых дорог.
Затрата на приведение водного пути в проезжее состояние и его ремонтирование, по сравнению с затратой на постройку и ремонт грунтовой дороги — незначительна, а потому, при наличии множества рек в губернии и расположении селений при реках следует обратить особое внимание на широкое использование этих естественных водных путей, а в первую очередь, так как самой необходимой работой надо считать подробное исследование фарватера р. Камчатки, произвести небольшую очистку и углубление его в некоторых местах и обставить знаками и фонарями для возможности свободного и безопасного плавания.
Продолжение следует