Облик войны минимум трижды менялся на протяжении XX столетия. Танки стали одной из тех вещей, что изменили представление о ведении современных сражений. Они прошли большой путь развития от неповоротливых «тракторов с пушками» до грозных средств прорыва вражеских позиций и огневой поддержки.
Первые танки, по сути, были тракторами, обвешанными броней и оружием. Никакого странного «тюнинга» на них не было, потому как опыт использования гусеничной бронетехники на момент Первой мировой войны отсутствовал у всех стран-участниц. Первые танки часто ломались, глохли, взяли в грязи. Например, в битве при Сомме из 49 танков еще до боя заглохло 17 машин, 9 отказалось ехать после сигнальной ракеты к наступлению, а еще пять застряли в грязи на пути к траншеям противника. Итого в столкновении принято участие только 18 танков.
Еще в ходе Первой мировой войны командование и простые танкисты поняли, что у экипажа должны быть в распоряжении многочисленные инструменты – простые, но полезные. Так на броне появилась кувалда и лопата. Еще лучше, если лопат было в комплекте несколько. Все это «богатство» крепилось прямо на броню, так как таскать инструмент через люк – дело не благодарное.
Постепенно танки стали «обрастать» дополнительными ящиками для запасных частей и инструментов. Британцы перед Второй мировой ставили танки позади башни своих машин, за что танкисты в шутку прозвали подобные коробки «сундуками Ромеля» в честь генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Дальше всех в танковом деле как всегда пошли немцы, у них всевозможного инструмента и приспособлений для танка было больше всего. Не бронемашина, а магазин хозтоваров просто!
Еще наши публикации:
Почему сейчас у танков выхлоп сбоку?
Почему используют старые двигатели в танках?
Избиение Пантер во Франции, как это было?