Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики. "Могила Таме-Тунга" - затерянный мир Константина Нефедьева

Константин Нефедьев — один из писателей-метеоров, мелькнувших на литературном небе столь стремительно, что их вспышку можно назвать практически мгновенной. И тем не менее вспышка эта оказалась столь яркой, что отпечаталась в памяти читателей, словно след от молнии или горящего магния — на сетчатке глаза. Речь идет об одном из всего лишь двух написанных Нефедьевым романов - «Могила Таме-Тунга».

Здесь и ниже - оформление и иллюстрации первого издания, художник Виталий Волович
Здесь и ниже - оформление и иллюстрации первого издания, художник Виталий Волович

Пару слов о трагически короткой биографии автора. Нефедьев родился в 1922 году, закончил всего семь классов школы, и в 19 лет ушел на фронт. Он никогда не был профессиональным писателем — работал простым крановщиком, и одновременно писал приключенческие произведения. Увы, его второй и последний роман, «Могила Таме-Тунга», был издан только после его смерти. В 1964 году писатель покончил с собой.

«Могила Таме-Тунга» - великолепный образчик адаптированного под запросы советского читателя шестидесятых годов «жанра затерянных миров», созданного Райдером Хаггардом. Параллели бросаются в глаза любому, кто знаком с творчеством обоих писателей — таинственные сокровища в глубине малоизученного континента (в случае Нефедьева — Южной Америки), бесстрашные благородные исследователи, соперничающие с бессовестными алчными авантюристами, загадочные племена, владеющие утраченными секретами…

-2

Самое забавное, что герой романа — русский юноша Сергей, которого перипетии Второй Мировой войны забросили в Бразилию — мог бы с тем же успехом быть из какой угодно другой европейской страны — в сюжете от этого почти ничего бы не изменилось, кроме нескольких нюансов. Понятно, что в советском романе главным героем мог быть только советский человек, но для увлекательной одиссеи героев в сердце амазонской сельвы это, по большому счету, не так уж и важно.

В романе есть почти все обязательные для жанра типажи — помимо честного и мужественного главного героя там присутствуют коварные торгаши, хитроумные политиканы (правда, эпизодически), благородные дикари, чудаковатые профессоры (аж целых три штуки), беспринципные авантюристы, продажные газетчики… Пусть вас не смущают откровенно сатирические (а то и даже пародийные) отрывки, бичующие капитализм — во-первых, куда же было без них в начале шестидесятых, а, во-вторых — все те же персонажи в точно таком же ассортименте неизменно присутствуют и у того же Хаггарда. Нефедьев обошелся только без одного, самого приторного клише - «беззащитная красавица в беде» - и слава богу.

-3

Декорации романа тоже великолепны. Амазонская сельва, легендарное племя «белых индейцев», хранящих останки великой некогда цивилизации. Неконтактные племена охотников за головами. Колдуны и прорицатели. Секретная система рукопашного боя амазонских индейцев «сагу-сагу». Тюрьма-рай для непрошеных гостей, где они живут в счастливой амнезии, вызванной специальными снадобьями. Реликтовые динозавры и растения с чужой планеты. Одним словом, феерия приключений — не удивительно, что мальчишки просто зачитывались этим романом, как когда-то зачитывались тем же Хаггардом и Буссенаром.

В истории написания и публикации романа тоже есть несколько интригующих моментов. Одна из глав, «Осьминог и мадонна» изначальна была написана Н. Курочкиным как пародия на самого Нефедьева, но потом автор немного переработал ее и включил в роман. Сам же роман Нефедьев, увы, не закончил. Обработку произведения и его подготовку к изданию завершил литератор Никита Болотников.

-4

Можно было бы, конечно, немного поиронизировать над некоторой наивностью романа и неглубокой проработкой материала (например королевство беглых рабов семнадцатого века под управлением Нганга Нзумби - «Великого господина» Нефедьев назвает «свободной республикой Палмарес), но так ли уж это важны эти мелочи? Думаю, не больше чем реальность легендарных копей царя Соломона...

#СССР #фантастика #литература #писатели #научная фантастика