Найти тему
Дед Ложкарь

Изготовление ложек из клёна. Часть 3 – Ложка для девушки

Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.

Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.

Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.

Будьте здоровы и хорошего всем настроения!

Не забываем дочитывать до самого конца поста! ;)

Заканчивая на этом этапе тему изготовления ложек из клёна, хочу описать вырезание ложки, предназначенной для девушки.

В этом случае решено в качестве рисунка на ручке ложки сделать цветок и листья.

Приступаю.

На заготовку (полуполенце) наношу предварительную форму ложки.

Ест одно отличие от предыдущих ложек: при выборке углубления в области шейки для изгиба черпала относительно ручки в этот раз сразу срезаю древесину только со стороны черпала и практически не трогаю с стороны ручки. Это связано с возможной выборкой рисунка по всей поверхности ручки. Излишки всегда можно будет удалить, а вот обратно – уже не нарастить…

Всё так же, как и в предыдущие разы, делаю надпилы по боковым сторонам заготовки для облегчения удаления древесины. Надпилы предотвращают излишнее скалывание той древесины, которая по предварительному плану должна остаться.

Заодно просверлил отверстие, чтобы ложку при желании можно было повесить на крючок в кухне.

-2

Придаю форму баклуше, удаляя всё лишнее с внешней стороны заготовки.

-3

Как обычно, при помощи полукруглой стамески (штихеля) выбираю начерно черпало.

На ручку наношу примерный рисунок: цветок вокруг отверстия и листья спускающиеся по ручке к черпалу.

-4

Многие сейчас отнесут данный способ резьбы к стилю «Татьянка». Проблема в том, что этому стилю резьбы меня учили ещё больше 40 лет назад, когда её ещё и не было от слова «совсем». Этот стиль был характерен как в северных областях России (Карелия, Вологда), так и до революции использовался и в центральной части России. В частности иногда им резали в небезызвестном ныне селе Кудринском и его окрестностях (школу резьбы там организовали Репин со своими сподвижниками).

Наверное по технике выполнения резьбы, этот стиль в чём-то отличается от резьбы «Татьянка». Но это в общем неважно. Главное – результат, который будет получен.

И так приступаю к выполнению резьбы.

Сначала выполняю вырезание самого выступающего вверх элемента – цветка, а именно его лепестков. Ножом-косяком вырезаю контуры лепестков и полукруглой стамеской каждому лепестку придаю слегка вогнутую форму. Подрезаю лепестки с внешней стороны, чтобы они визуально выступали вверх.

Ножом-косяком обозначаю форму следующего по очерёдности выступающего элемента – крупного листика, и подрезаю с внешней стороны его по периметру. При помощи полукруглой стамески делаю бороздки отходящие от середины листа к его краям. Таким образом получаются крупные жилки на листе.

Приступаю к вырезанию следующего листика. Для разнообразия решено вырезать его немного другого вида, более похожим на лист вяза, то есть с мелкими жилками, выпуклостями. Аналогично сначала вырезав внешнюю часть листа и «приподняв» его над последующими элементами, при помощи узкой стамески-церазика прорезаю бороздки изображающие частые жилки.

-5

В таком же стиле продолжаю вырезать следующие элементы листьев.

По окончании вырезания листьев, окончательно придаю форму ложке при помощи резчицких ножей и ложкорезов.

Тщательно зашлифовываю всю поверхность ложки абразивными шкурками.

-6

На том же самом этапе, но под несколько другим углом зрения, чтобы было лучше виден объём вырезанного рисунка.

-7

Подвергаю вырезанную ложку сушке- термообработке. Древесина простерилизована и несколько потемнела.

-8

Покрываю ложку защитным покрытием – пропитываю льняным маслом. Погружаю ложку в масло и прогреваю при 130°С в течение нескольких часов. В результате масло не только покрывает поверхность, но проникает в поры по всей толщине изделия. В этом случае ложка сохнет дольше, чем при обычном поверхностном покрытии, и расход масла больше. Однако долговечность такого покрытия значительно дольше и его практически не надо возобновлять в процессе эксплуатации.

-9

Исчезновение плёнки заполимеризовавшегося масла с поверхности ложки в процессе её использования по назначению, не приводит к значительному оголению деревянной поверхности ложки и активному впитыванию древесиной воды, так как все древесные поры уже заняты гидрофобным маслом. В результате ложка будет служить многие годы!

Дочитали? Жмём лайк и пишем комментарий!