Одна из самых обсуждаемых тем, касающихся блэк-метала - относятся ли к этому стилю работы 80-х. Принято считать, что блэк начал формироваться в 80-х усилиями исполнителей разных сцен, а был оформлен окончательно в начале 90-х норвежской сценой. Музыку 80-х называют первой волной блэк-метала, а ранних 90-х - второй волной. Также стиль 80-х часто называют прото-блэком и олдскул-блэком. Некоторые слушатели строго придерживаются мнения о необходимости наличия этих приставок, а другие и вовсе предпочитают говорить о той музыке в отрыве от блэка, в то время как для третьих всё упомянутое является блэком без каких-либо оговорок. И как всё-таки правильно?
Чтобы понять суть происходящего, необходимо обернуться к истокам. Сам термин «black metal» был введён в обиход благодаря одноимённому альбому британской группы Venom, относящейся к течению NWOBHM. Аббревиатура расшифровывается как «New Wave Of British Heavy Metal» («новая волна британского хэви-метала», если на великом и могучем). Альбом «Black Metal» вышел в 1982 году. Принципиальных стилистических отличий у Venom от хэви-/спид-метала того времени не было. У группы было более сырое звучание, более агрессивная подача материала и концепция. В рок-музыке с самого начала было принято протестовать и провоцировать, и Venom решили сделать это в особенно откровенной по тогдашним меркам форме, о чём сами они так же открыто говорили. Venom демонстративно использовали сатанинскую символику и лирику.
Заглавная композиция альбома альбома «Black Metal»
Venom провозгласили свою музыку блэк-металом, и многим журналистам это понравилось. Так или иначе, фактически в плане стиля у Venom получилась более злая форма хэви-/спид-метала, более экстремальная. Группа благодаря этому стала очень влиятельной, спровоцировав стремление молодых исполнителей звучать настолько экстремально, насколько возможно. Справедливо назвать Venom прародителями экстремального метала. Venom повлияли на зарождение как трэш-метала, так и дэта с блэком. И все эти стили развивались постепенно.
Такие популярные трэш-метал группы, как Metallica и Slayer, были вдохновлены творчеством Venom, а их ранние работы ещё не до конца «вылезли» из спид-метала. Можно послушать, например, Slayer «Show No Mercy» (1983) и дебютник Bathory (1984), считающийся некоторыми первым блэк-метал альбомом. Оба альбома представляют собой неприкрытый воршип Venom. Slayer в итоге стали классикой трэш-метала, а Bathory - продолжили закладывать фундамент блэка. При этом Slayer, в отличие от своих коллег по цеху в виде Metallica, Megadeth и т.д., использовали сатанинскую концепцию, что было популярно в кругах зарождающегося блэк-метала.
«Sacrifice» с дебютного альбома Bathory, 1984
Швейцарская группа Hellhammer, промышлявшая в 1982-1984 гг, в результате переродившаяся в Celtic Frost, представляла собой более сырую, жёсткую, агрессивную, а зачастую и более медленную версию Venom. У Hellhammer и Celtic Frost выработалось укоренённое в трэш-метале звучание, но также были и собственные фишки, проявляющиеся в наличии специфического атонального риффинга, мрачной атмосферы, постоянной вариации скоростей. Hellhammer на начальном этапе были близки к Venom в плане концепции и примитивности посыла оной, но в итоге образ Hellhammer стал серьёзнее, а лирика - осмысленнее, углубившись в оккультной тематике. Развитие идеологии и звучания группы - на лицо, если сравнить, например, дебютную демку, «Death Fiend» (1983), и мини-альбом «Apocalyptic Raids» (1984), ставший последним релизом коллектива вместе со сплитом «Death Metal», на котором также участвовали Helloween, Running Wild и Dark Avenger. Celtic Frost продолжили дело Hellhammer и стали очень влиятельной группой - их музыкой вдохновлялись как дэт- и блэк-метал исполнители, так и формации совершенно других стилей.
«The Usurper» с альбома Celtic Frost «To Mega Therion», 1985
Тевтонский трэш-метал тоже был ближе к экстремальной сцене, чем американский трэш. Sodom, Destruction и Kreator играли весьма агрессивную форму трэша, в плане концепции взяв многое от Venom. При этом Sodom особенно часто упоминаются в контексте блэк-метала благодаря своим работам 1983-1985 гг, где было больше сходств с Venom и Hellhammer, где группа придерживалась сатанинской идеологии. Destruction на блэк повлияли в основном своим мини-альбомом «Sentence of Death» (1984), после чего группа быстро встала на путь техникал-трэша. Kreator вообще в итоге оказал больше влияния на дэт-метал, в чём существенную роль сыграл альбом «Pleasure To Kill» (1986). Kreator не заполучили ассоциаций с блэком, несмотря на наличие гипертрофированной агрессии, что ставит группу в похожую на Slayer ситуацию. Подобное можно сказать и про бразильцев Sepultura, которые на своём дебютнике, «Morbid Visions» (1986), выглядели весьма по блэку.
«Outbreak Of Evil» с мини-альбома Sodom «In The Sign Of Evil», 1984
Таким образом, в первой половине 80-х наиболее экстремальные формы метал-музыки вращались вокруг трэш-/спид-метала и сатанинского образа. Зачастую эта формула срабатывала для того, чтоб причислять подобных исполнителей к блэк-металу, но порой и нет. В любом случае, чисто со стилистической стороны это звучание дальше трэш-метала не уходило, пускай и являлось более агрессивной его формой в плане подачи материала, более мрачной в плане атмосферы.
В «чернушности» в то время больше всех преуспевали Bathory. Во-первых, на их дебютнике в качестве вокала впервые был использован скриминг. Во-вторых, в отличие от большинства других групп, они постепенно вносили определённые новшества в своё звучание, а не просто зловеще преподнесли себя разок-другой. Если дебютник Bathory был ещё лишь озверевшей версией Venom и Motörhead, рок-н-ролльной и оголтелой, то на альбоме «The Return» (1985) звучание стало более метализированным, и гитары порой воспроизводили вполне характерные тремоло-риффы, которые в результате будут заложены в основу блэк-металического звучания.
На «Under the Sign of the Black Mark» (1987) Bathory подобрались ещё ближе к полноценному блэк-металическому звучанию как в плане партий гитары и ударных, так в плане настроения, атмосферы. Более того, во второй половине 80-х активизировались такие группы, как Tormentor, Samael, Master’s Hammer и Sarcófago. Последняя, конечно, была где-то между прото-блэком и прото-дэтом, но её образ сказался на том, что группа стала более влиятельной в блэк-метал кругах, что в очередной раз подтверждает о существенности концепции в восприятии исполнителя другими формациями, журналистами и слушателями.
«Satanas» с альбома Sarcófago «I.N.R.I.», 1987
«Jáma pekel» с демо-альбома Master’s Hammer «Finished», 1988
«Into the Pentagram» с мини-альбома Samael «Medieval Prophecy», 1988
«Beyond» с демо-альбомаTormentor «Anno Domini», 1989
В конце 80-х - начале 90-х было уже достаточно много экстремальных групп, которые до конца не отошли от трэш-метала и/или многое заимствовали от дэт-метала, но ассоциировались в первую очередь с блэк-металом. Среди прочих, это были такие группы, как Blasphemy, Beherit, Profanatica. Отдельные сцены начали формироваться не только в Норвегии, ибо была та же греческая сцена, но и она заимствовала немало элементов звучания 80-х и двигалась дальше в несколько ином направлении. Решающую роль в формировании блэка сыграли именно норвежцы.
В Норвегии было продемонстрировано то звучание, за которым в итоге закрепилось понятие блэк-метала. У норвежцев, конечно, были влияния исполнителей 80-х, и поначалу те же Mayhem не особо выделялись на фоне экстремального метала 80-х, что хорошо заметно по мини-альбому «Deathcrush» (1987). Однако к 90-м всё переменилось. У всех основных норвежских исполнителей был свой почерк, но было и стилистическое единство, чего нельзя было сказать про ребят из 80-х, у которых всегда имелось значительное количество элементов трэш-, спид- и дэт-метала в разных пропорциях. В 1990 году Mayhem сыграли важную роль в продвижении норвежского блэка в андеграунде, устроив тур из нескольких концертов.
«Freezing Moon» с концерта Mayhem в Лейпциге, 1990
Таким образом, у блэк-метала 80-х не было чётких границ, и весомым элементом определения стиля была концепция. Однако некоторые группы не вошли в блэк-метал круги при том, что вполне похожие исполнители сделали это. Например, Slayer и Kreator не ассоциируются с блэком, в отличие от Sodom или Celtic Frost. На норвежцев больше влияния оказали последние. Были также группы наподобие Necrovore, которые находились где-то между ранними образцами блэка и дэта, а в итоге стали ассоциироваться с последним.
«Mutilated Death» с демо-альбома Necrovore «Divus de Mortuus», 1987
Смысл всего этого заключается в том, что в 80-х была этакая общая зачаточная форма экстремального метала, которая в будущем разветвится на отдельные стили. Тем не менее, какими бы размытыми не были границы того звучания, не получится приравнять обычному трэш-металу музыку таких исполнителей, как Hellhammer, Celtic Frost и Tormentor, ибо отличия по подаче материала, эстетике и атмосфере - на лицо.
Важно осознавать, что экстремальные стили формировались постепенно, под схожими влияниями, и что понятие блэк-метала в 80-х было идеологически-стилистическим, в то время как второй компонент был в стадии становления. Тогда экстремальный метал представлял собой этакую когорту приёмов, задавшую вектор для формирования отдельных направлений. Однако трудно отделить от определённого стиля тех исполнителей, которые содержали явные зачатки звучания данного стиля. Поэтому воспринимать, например, Bathory в отрыве от блэк-метала, как говорится, язык не повернётся.
Говоря о стилистике 80-х, справедливо использовать такие приставки, как прото-, олдскул- и т.д., потому что тамошние примеры звучания были фундаментальными для развившегося в итоге направления, соответственно, они уже имели его отличительные черты. Да, последних могло быть больше или меньше, но, так или иначе, они были, поэтому исполнители способствовали дальнейшему формированию стиля. Подытоживая, можно смело сказать, что блэк 80-х нельзя отгородить от общей блэк-металической ниши, хоть и справедливо присоединять его к ней с оговорками.