Многие из вас боятся высоты и замкнутых пространств. Канатные дороги объединяют эти два страха. Ведь в очень тесном пространстве может произойти что угодно. Хорошо, если кабинка просто зависнет на большой высоте на неопределенное время. Гораздо хуже, если маленькая кабинка с людьми вдруг начнет падать.
Хронология катастрофы.
Самый страшный сон сбылся в Тбилиси 1 июня 1990 года. Всемирный День защиты детей. Хорошая, даже жаркая погода и отличное настроение у жителей Тбилиси. Особенно радостно школьникам школы №5 города Ахалцихе. Ребята приехали в столицу Грузинской ССР на обзорную экскурсию. Город в этот день был праздничным и многолюдным, часть мероприятий проводилась в парке имени Сталина на горе Мтацминда. До горы можно добраться по канатной дороге, на которой всегда были очереди. В этот день было особенно оживленно на нижней станции дороги.
В 15:15 на канатной дороге произошел разрыв троса. Ближайшая к нижней станции кабинка сорвалась и врезалась в стену станции. Мгновенно погибло 4 человека. Еще хуже ситуация была с верхней кабиной, которая почти доехала до верхней станции. Переполненная кабинка стремительно покатилась вниз к городу, пока не врезалась в перекрученные остатки троса. Сильный удар буквально разрезал кабину надвое.
Люди посыпались на крышу шестиэтажного дома и в прилегающий двор. Кто-то пытался выпрыгнуть еще до столкновения. Погибло еще 16 человек и множество людей получило тяжелые ранения.
Роковая реконструкция.
Примечательно, что за 2 года до катастрофы канатную дорогу реконструировали, убрали одну опорную вышку и увеличили высоту нижней на 5 метров. Спуск к нижней станции стал заметно круче. Также заменили овальные кабины на 25 человек более крупными прямоугольными кабинами зарубежного производства, рассчитанные на 40 человек. Тем не менее в момент аварии даже эти кабины были заполнены на 118%.
Причины трагедии.
Причиной аварии назвали обрыв подъемного троса и наличие проблем с системой торможения. Экстренный тормоз просто отключили в новых кабинах. Ведь после каждого срабатывания нужно было карабкаться на крышу кабины и снова включать систему. Перегруженные кабины, измененная конфигурация дороги, старый трос и отключенная система торможения привела к фатальным последствиям.
Истории свидетелей трагедии.
Приведу рассказы очевидцев, которые опубликовало грузинское издание Спутник-Грузия.
Тбилисец, фитнес-инструктор Давид Ратиани в тот день был на канатке вместе с ребенком родственников. После того дня у него появились серьезные проблемы со здоровьем.
"Тот кошмар вспоминается, как замедленные кадры. В момент аварии я был в кабине, подымался наверх. Помню, когда это произошло, проводник начал кричать, чтобы мы легли на пол, но смысла это делать я не понимал. Он начал опускать тормоз кабины, но какой толк от этого?! Он был неисправен. Вагончик был переполнен… Ребенок, который был со мной, к сожалению, погиб. У меня возникли проблемы с позвоночником", — поделился своими воспоминаниями Давид.
Жительница Тбилиси Тамрико Мамиконян в момент трагедии вместе с соседским ребенком была на проспекте Руставели, стояла в очереди за билетами на канатку.
"На канатной дороге всегда стояли очереди. Однако в этот день — в Международный день детей — было особенно многолюдно, и в парке Мтацминда проводились различные мероприятия. Мне тогда было 19 лет. Я взяла соседского ребенка в Мтацминдский парк. Было примерно 2-3 часа дня. Лето, жара. Мы стояли в огромной очереди за билетами на нижней части канатной дороги на Руставели.
Помню, я посчитала людей и сказала ребенку, что "этот поедет, вернется и на третьем поедем мы"… Через какое-то время мы услышали шум. Начались крики, паника. Сказали, что канатка свалилась, оборвался трос. Сразу прибыла милиция. Приехали бригады скорой помощи. Я увидела оборванные тросы. Нас всех оттуда вывели, а двери закрыли, внутрь уже не пускали. От испуга меня трясло", — рассказала Тамрико.
Алесе Сверчковой тогда было 9 лет, и трагедию она наблюдала с балкона своего дома.
"Я, мой брат и папа сидели на балконе. Вдруг послышался страшный грохот, перед нашими глазами пролетела кабина канатки и врезалась в станцию. Это был тот вагончик, который спускался вниз. Он был переполнен пассажирами! Второй, который поднимался, на полной скорости задел тот, что направлялся вниз, и его разорвало надвое. Люди посыпались на крыши вместе с этой огромной половиной кабины. Крики, ужас!.. Папа посылает за фотоаппаратом, но я застыла в шоке… Вижу: раскачивается оставшаяся часть кабины, в ней два, то ли три ребенка, они кричат о помощи, плачут… Папа уже на месте трагедии. Мы одни с братом в оцепенении, в ужасе от того, что происходит…", — рассказала Алеся.
После перенесенного в детстве стресса, она избегает не только канатной дороги, но и лифтов.
Нынешнее время.
Я побывал на месте трагедии. Нижняя станция признана объектом культурного наследия. Посмотрите на эти спиральные пандусы для разграничения потока прибывающих и отбывающих пассажиров!
Вот отсюда кабинки отправлялись на гору Мтацминда. Вдалеке можно увидеть сохранившуюся мачту канатной дороги.
Именно до этой станции не докатилась нижняя кабинка, трос провис, и кабина ударилась ниже об стену...
Вот здесь можно увидеть остатки ржавого обслуживающего оборудования с барабанами и роликами.
Любопытная дверь с круглыми окошками. Для мониторинга происходящего внутри?
Примечателен стеклянный фасад, из которых оформлена станция. Железные завитушки добавляют еще больше изящества.
Деревянные перила, изогнутый спуск. Просто шедевральная архитектура для обычной канатной дороги.
Красивые столбы с лампами уже разломали. Посмотрите на основания фонарей.
Станция разрисована местной молодежью, но за ней присматривают местные жители. Она спряталась в многочисленных тбилисских двориках, и частично из-за этого её не хотят реконструировать.
Видите ли, затруднен доступ для крупногабаритной строительной техники. К тому же нужна большая площадь для приема большого количества людей, ведь по современным стандартам, эта станция уже не безопасна. В итоге канатную дорогу так и не восстанавливают...
Нижняя станция располагается в Тбилиси на проспекте Руставели, 52. Координаты 41.70289, 44.79055.
_____________________________________________