Найти тему
Секреты о всём свете

Катастрофа на канатной дороге в Тбилиси. Побывал на месте заброшенной станции.

Оглавление

Многие из вас боятся высоты и замкнутых пространств. Канатные дороги объединяют эти два страха. Ведь в очень тесном пространстве может произойти что угодно. Хорошо, если кабинка просто зависнет на большой высоте на неопределенное время. Гораздо хуже, если маленькая кабинка с людьми вдруг начнет падать.

Тбилисская канатная дорога в 70-х. Источник:  twitter.com/GCableways
Тбилисская канатная дорога в 70-х. Источник: twitter.com/GCableways

Хронология катастрофы.

Самый страшный сон сбылся в Тбилиси 1 июня 1990 года. Всемирный День защиты детей. Хорошая, даже жаркая погода и отличное настроение у жителей Тбилиси. Особенно радостно школьникам школы №5 города Ахалцихе. Ребята приехали в столицу Грузинской ССР на обзорную экскурсию. Город в этот день был праздничным и многолюдным, часть мероприятий проводилась в парке имени Сталина на горе Мтацминда. До горы можно добраться по канатной дороге, на которой всегда были очереди. В этот день было особенно оживленно на нижней станции дороги.

Канатная дорога до реконструкции и трагедии. Источник:  twitter.com/GCableways
Канатная дорога до реконструкции и трагедии. Источник: twitter.com/GCableways


В 15:15 на канатной дороге произошел разрыв троса. Ближайшая к нижней станции кабинка сорвалась и врезалась в стену станции. Мгновенно погибло 4 человека. Еще хуже ситуация была с верхней кабиной, которая почти доехала до верхней станции. Переполненная кабинка стремительно покатилась вниз к городу, пока не врезалась в перекрученные остатки троса. Сильный удар буквально разрезал кабину надвое.

Остатки верхней кабины. Источник:  twitter.com/GCableways
Остатки верхней кабины. Источник: twitter.com/GCableways

Люди посыпались на крышу шестиэтажного дома и в прилегающий двор. Кто-то пытался выпрыгнуть еще до столкновения. Погибло еще 16 человек и множество людей получило тяжелые ранения.

Роковая реконструкция.

Примечательно, что за 2 года до катастрофы канатную дорогу реконструировали, убрали одну опорную вышку и увеличили высоту нижней на 5 метров. Спуск к нижней станции стал заметно круче. Также заменили овальные кабины на 25 человек более крупными прямоугольными кабинами зарубежного производства, рассчитанные на 40 человек. Тем не менее в момент аварии даже эти кабины были заполнены на 118%.

До реконструкции и после. Новые прямоугольные кабины. Источник:  twitter.com/GCableways
До реконструкции и после. Новые прямоугольные кабины. Источник: twitter.com/GCableways

Причины трагедии.


Причиной аварии назвали обрыв подъемного троса и наличие проблем с системой торможения. Экстренный тормоз просто отключили в новых кабинах. Ведь после каждого срабатывания нужно было карабкаться на крышу кабины и снова включать систему. Перегруженные кабины, измененная конфигурация дороги, старый трос и отключенная система торможения привела к фатальным последствиям.

Истории свидетелей трагедии.


Приведу рассказы очевидцев, которые опубликовало грузинское издание
Спутник-Грузия.


Тбилисец, фитнес-инструктор Давид Ратиани в тот день был на канатке вместе с ребенком родственников. После того дня у него появились серьезные проблемы со здоровьем.

"Тот кошмар вспоминается, как замедленные кадры. В момент аварии я был в кабине, подымался наверх. Помню, когда это произошло, проводник начал кричать, чтобы мы легли на пол, но смысла это делать я не понимал. Он начал опускать тормоз кабины, но какой толк от этого?! Он был неисправен. Вагончик был переполнен… Ребенок, который был со мной, к сожалению, погиб. У меня возникли проблемы с позвоночником", — поделился своими воспоминаниями Давид.

Поднятая нижняя кабина. Источник:  twitter.com/GCableways
Поднятая нижняя кабина. Источник: twitter.com/GCableways


Жительница Тбилиси Тамрико Мамиконян в момент трагедии вместе с соседским ребенком была на проспекте Руставели, стояла в очереди за билетами на канатку.

"На канатной дороге всегда стояли очереди. Однако в этот день — в Международный день детей — было особенно многолюдно, и в парке Мтацминда проводились различные мероприятия. Мне тогда было 19 лет. Я взяла соседского ребенка в Мтацминдский парк. Было примерно 2-3 часа дня. Лето, жара. Мы стояли в огромной очереди за билетами на нижней части канатной дороги на Руставели.

Помню, я посчитала людей и сказала ребенку, что "этот поедет, вернется и на третьем поедем мы"… Через какое-то время мы услышали шум. Начались крики, паника. Сказали, что канатка свалилась, оборвался трос. Сразу прибыла милиция. Приехали бригады скорой помощи. Я увидела оборванные тросы. Нас всех оттуда вывели, а двери закрыли, внутрь уже не пускали. От испуга меня трясло", — рассказала Тамрико.

Остатки кабины, которая висела еще 3 года. Источник:  twitter.com/GCableways
Остатки кабины, которая висела еще 3 года. Источник: twitter.com/GCableways

Алесе Сверчковой тогда было 9 лет, и трагедию она наблюдала с балкона своего дома.

"Я, мой брат и папа сидели на балконе. Вдруг послышался страшный грохот, перед нашими глазами пролетела кабина канатки и врезалась в станцию. Это был тот вагончик, который спускался вниз. Он был переполнен пассажирами! Второй, который поднимался, на полной скорости задел тот, что направлялся вниз, и его разорвало надвое. Люди посыпались на крыши вместе с этой огромной половиной кабины. Крики, ужас!.. Папа посылает за фотоаппаратом, но я застыла в шоке… Вижу: раскачивается оставшаяся часть кабины, в ней два, то ли три ребенка, они кричат о помощи, плачут… Папа уже на месте трагедии. Мы одни с братом в оцепенении, в ужасе от того, что происходит…", — рассказала Алеся.

После перенесенного в детстве стресса, она избегает не только канатной дороги, но и лифтов.

Скан газеты со статьей о трагедии. Источник:  twitter.com/GCableways
Скан газеты со статьей о трагедии. Источник: twitter.com/GCableways


Нынешнее время.


Я побывал на месте трагедии. Нижняя станция признана объектом культурного наследия. Посмотрите на эти спиральные пандусы для разграничения потока прибывающих и отбывающих пассажиров!

Станция внутри.
Станция внутри.


Вот отсюда кабинки отправлялись на гору Мтацминда. Вдалеке можно увидеть сохранившуюся мачту канатной дороги.

Выход к кабинкам.
Выход к кабинкам.

Именно до этой станции не докатилась нижняя кабинка, трос провис, и кабина ударилась ниже об стену...

-10


Вот здесь можно увидеть остатки ржавого обслуживающего оборудования с барабанами и роликами.

Барабан работал с тросами.
Барабан работал с тросами.
Ролик, где был трос канатной дороги.
Ролик, где был трос канатной дороги.


Любопытная дверь с круглыми окошками. Для мониторинга происходящего внутри?

Зачем окошки снизу?
Зачем окошки снизу?


Примечателен стеклянный фасад, из которых оформлена станция. Железные завитушки добавляют еще больше изящества.

Старые фотографии станции. Источник:  twitter.com/GCableways
Старые фотографии станции. Источник: twitter.com/GCableways
Спиральные пандусы станции
Спиральные пандусы станции


Деревянные перила, изогнутый спуск. Просто шедевральная архитектура для обычной канатной дороги.

Изящные перила.
Изящные перила.

Красивые столбы с лампами уже разломали. Посмотрите на основания фонарей.

Что произошло в 1500 году?
Что произошло в 1500 году?

Станция разрисована местной молодежью, но за ней присматривают местные жители. Она спряталась в многочисленных тбилисских двориках, и частично из-за этого её не хотят реконструировать.

Вестибюль станции канатки.
Вестибюль станции канатки.

Видите ли, затруднен доступ для крупногабаритной строительной техники. К тому же нужна большая площадь для приема большого количества людей, ведь по современным стандартам, эта станция уже не безопасна. В итоге канатную дорогу так и не восстанавливают...

Нижняя станция располагается в Тбилиси на проспекте Руставели, 52. Координаты 41.70289, 44.79055.

_____________________________________________

Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на канал "Секреты о всём свете" , ставьте палец вверх!👍 Впереди ещё много удивительных мест и историй!