Найти тему
МИР (Море История Россия)

Севастополь. Загадки 30-й батареи или... Сухопутный обвод 1910-1917г. Бельбекская группа фортов.

Мы привыкли к тому, что в Севастополе была батарея №30 "линкоровского" калибра, которая строилась на месте царской 26-й батареи, но как оказалось, история этого объекта еще интереснее. Как выяснилось, не только КП 30-й батареи строился на базе дореволюционного форта, но и вся эта батарея - бывший форт. Более того, когда автор написал о том, что на соседней высоте начали строить форт, у "корифеев" случилась истерика, мол этого не может быть. Потом визг стих, и сами "корифеи" опубликовали план форта. Но, обо всем по порядку.

После Русско-Японской войны и падения Порт-Артура, стало совершенно ясно, что укрепления Севастополя абсолютно не отвечают требованиям того времени. Дальность стрельбы артиллерии возросла, и, соответственно, сухопутный обвод требовалось отнести от крепости по возможности на большее расстояние. Строительство новой линии укреплений потребовало бы огромных капитальных вложений, и, главное, мобилизации огромных трудовых ресурсов, которых в Севастополе на тот момент не было. В связи с этим, было принято решение начать возведение полудолговременных укреплений на флангах крепости, имея строительство замкнутого обвода лишь в перспективе. В случае обострения ситуации, планировалось соединить фланговые укрепления недостроенной линии укреплениями полевой фортификации.

-2

При этом, рубеж обороны, намеченный еще до Первой Мировой войны, с небольшими вариациями совпадает с советскими рубежами 1941-42 г.г. Он проходил от отметки 181,2 (386,6, современная отметка 391,0), через холм Канробера, вдоль скатов Сапун-горы по французской линии обороны, пересекал Чернореченскую долину, шел по краю Мекензиевского плато, вдоль горы Кымыр-Кая, и, далее по долине Бельбека возвращался к берегу моря.

«Пока гром не грянет, русский не перекрестится», эта поговорка в полной мере отражает отношение Российской Империи к обороне. Решение о строительстве нового обвода крепости принималось достаточно долго. Достаточно много времени заняло проектирование, вычерчивание и пересылка чертежей.

Строительство нового сухопутного обвода было начато в 1912 году, но велось достаточно низкими темпами. Лишь за год до войны, в 1913 году была принята «Большая программа…», и началось строительство новых Севастопольских укреплений, однако, в связи с принятием некоторых решений, в первоначальный проект были внесены изменения.

Война, изменение взглядов на оборону Севастополя, незавершенность работ, революция и постреволюционная перестройка укреплений, все это оказало влияние на возведенные сооружения, назначение которых в настоящее время с первого взгляда, и не очень понятно, что и рождает множество домыслов и легенд.

Начнем с правого флага крепости Севастополь, с Бельбекской группы укреплений. В отличие от Балаклавской группы, при упоминании о Бельбекской группе, в лучшем случае вспомнят о «форте Бастион», т.е. о командном пункте 30-й батареи.

По факту, это была целая система пехотных фортов, в которую, уже после начала работ, вписали 12-дм береговую батарею № 26, которая, позже, стала советской батареей №30.

-3

К сожалению, 15 лет назад я не смог переснять чертежи, хранящиеся в музее военных строителей ЧФ, а, сейчас их следы затерялись. Сам музей уже канул в Лету (как и вся прежняя структура военно-строительных организаций ЧФ), но кальки и зарисовки с чертежей у меня сохранились.

Система пехотных фортов состояла из трех сооружений типовой конструкции, отличающихся только формой стрелкового окопа, количеством заглубленных бетонированных казарм и укрытий для выкатных пулеметов на высоком колесном станке и полевых пушек.

-4

Укрепления того времени, имели разную форму, но были построены по одному и тому же принципу: вокруг высоты шел глубокий кольцевой окоп, предназначенный для перемещения личного состава и выкатных огневых средств (76-мм пушек и пулеметов на колесном ходу).

Авиация, в ту пору, не имела такого значения, минометы не имели большого распространения, и глубокого рва (окопа) было вполне достаточно для укрытия личного состава. По внешнему периметру окопа шел банкет для стрелков, шириной около 1 метра, прикрытый бруствером, высотой 1,5 м. Из окопа на банкет вели широкие лестницы, расположенные через каждые 500-100 метров. Банкет имел круглые орудийные и пулеметные площадки пандусами. Иногда, форт имел два кольца обороны, но такое решение встречается реже.

Для размещения выкатных орудий или пулеметов предусматривались заглубленные бетонированные укрытия с погребами боезапаса и складами для принадлежностей

-5

Котлован недостроенной казармы с выходом в недостроенные потерны.
Котлован недостроенной казармы с выходом в недостроенные потерны.

Личный состав размещался в бетонных заглубленных казармах в тыловой части форта (за высотой). Как правило, казарма имела выход в подземную потерну, ведущую к фронтальной части окопа (как, например, на Северном Балаклавском форте).

Оформление недостроенного выхода из потерны
Оформление недостроенного выхода из потерны

Западный форт Бельбекской группы, батарея береговой обороны № 26, советская батарея №30

Все названия, приведенные в заголовке, являются разновременными названиями одного и того же объекта. Первый, (западный) форт в 1912 году планировали разместить на узкой языкообразной высоте (на чертеже укреплений была указана как высота 29,0, т.к. высоты даны в саженях) над бывшей усадьбой генерала Перовского. Вытянутая форма высоты диктовала форму укрепления.

К моменту, когда было принято решение о размещении на его территории береговой батареи № 26, часть форта была уже построена. Так, к примеру, было уже построено левофланговое укрытие для выкатных орудий, было начато строительство потерны из горжевой казармы к фронтальной части окопа, был отлит в бетоне выход из потерны. Батарею просто вписали на место горжевой казармы и правого укрытия выкатных орудий. Старый проект предусматривал выход через подземную потерну из массива батареи во фронтальную часть стрелкового окопа. Несмотря на то, что при советской достройке батареи от выхода из массива батареи отказались, небольшое подземное бетонное сооружение перед массивом батареи было (и, судя по некоторым данным, оно частично сохранилось).

К осени 1917 года, работы по сооружению подземного блока 26 батареи были выполнены на 70%. Для доставки на 26 батарею тяжеловесных частей башенных установок от станции Мекензиевы Горы была подведена железнодорожная ветка. Для обеспечения водой были пробурены две артезианские скважины и под полом орудийного блока устроены бетонные цистерны для воды, общей емкостью 500 кубометров.

Стальной профиль, для сооружения батареи, был заказан за границей. Продолжались работы по изготовлению башенных установок и орудий на Металлическом заводе. Но с началом революции строительство батарей было приостановлено.

В 1927 году на заседании ЦК ВКП(б) был заслушан доклад К.Е.Ворошилова, о воссоздании обороны Севастополя. Перед РВС СССР была поставлена задача в течение 1928-1932 гг. создать надежную береговую оборону главной военно-морской базы Черноморского флота. В 1932 году, спустя почти 20 лет, работы на батарее возобновились. Проектированием руководил участник строительства батареи № 25(35) на м.Херсонес, автор проекта ББ №10 (в районе устья р. Кача) А.И.Васильков. В подготовительный период строительства (1929-1930 гг.) кроме восстановления железнодорожного пути спроектировали и построили казарменный городок батареи на 500 человек с квартирами командного и казармами рядового состава, клубом, баней и т.п., шоссейную дорогу к стройплощадкам огневой позиции и командного пункта, а также мастерские.

Для обеспечения строительства электроэнергией оборудовали трансформаторную подстанцию, получавшую ток от электростанции Северного дока Севастополя. Трансформаторная подстанция, располагалась в бывшем укрытии для выкатных орудий пехотного форта дореволюционной постройки.

Подстанция имела вход с коленчатым сквозником и пять помещений, соединенных коридором. В них располагались: понижающий трансформатор мощностью 180 кВА для преобразования трехфазного переменного тока с 6 киловольт на 400В, электромашинный преобразователь переменного тока напряжением 400 В в постоянный напряжением 220 В и дизель-генератор мощностью 50 кВт.

Для автономного обеспечения электроэнергией потребителей самой батареи, в ее орудийном блоке оборудовали силовую станцию состоявшую из двух дизель-генераторов «6БК-43» мощностью по 370 кВт и двух электромашинных преобразователей. Командный пункт батареи, располагавшийся на соседней высоте, имел собственный дизель-генератор. Запасы топлива и масла для дизелей хранились в подземных емкостях. Аварийное питание сетей освещения, связи и сигнализации обеспечивалось аккумуляторной батареей большой емкости.

-8
-9
-10

В трансформаторную подстанцию был проложен подземный трубопровод от прудов усадьбы Перовских, расположенных ниже. Для подачи воды была построена казематированная насосная станция, которая стала вторым источником воды.

Организация работ была очень сложной, на ограниченной площади трудилось одновременно 1500 человек. При бетонных работах использовался гравий с близлежащего пляжа. Он промывался сначала морской, потом пресной водой. Доставлялся бетон к месту укладки вагонетками по узкоколейке. В час укладывали не менее 45 кубов бетона.. Для доставки деталей башен по трассе старой узкоколейки был проложен ж/д путь нормальной колеи. Детали монтировались "с колес". Небольшая площадь не позволяла разместить, не только бетонный завод обычного типа, но и необходимые запасы цемента, песка и щебня. Поэтому было принято предложение военного инженера А.И.Василькова подавать бетон снизу при помощи бетонолитной мачты. Но темпы строительства были неудовлетворительными.

-11

26 июня 1933 г. посетивший строительство объекта Начальник инженеров РККА Н.Н. Петин издал разгромный приказ и принял карательные меры по отношению к руководству строительства. Пробный отстрел батареи был произведен в 1934 году, однако доводка отдельных узлов продолжалась до 1938года.

Сухопутный обвод батареи был усилен шестью железобетонными пятиамбразурными двухэтажными пулеметными ДОТами (в верхнем этаже устанавливался 7,62-мм пулемет "Максим" на поворотном станке, в нижнем находилось убежище с одной откидной койкой и склад боезапаса). История 30-й батареи- тема для отдельной большой книги, поэтому, мы ее пока не касаемся.

Центральный форт Бельбекской группы, командный пункт советской батареи №30

Второй, Центральный, форт этой группы размещался на соседней высоте этого же гребня (38,4). Между двумя фортами по гребню высоты предусматривался люнет, состоящий из бруствера, банкета для стрелков, двух позиций для выкатных орудий и бетонированного заглубленного укрытия. Проект был немного изменен, и, позади стрелковой позиции была начата прокладка железнодорожной ветки для доставки деталей будущей береговой батареи и потерны, соединяющей два укрепления.

-12
-13
-14
-15

Центральный форт имел более сложную конструкцию, т.к. помимо стандартных элементов в виде казармы, укрытий для выкатных орудий и потерны к фронтальной части, он должен был иметь еще одну потерну, ведущую к передовому люнету, расположенному перед его фронтом на террасе ниже основного укрепления.

При обследовании местности в лесу ниже форта, удалось выявить вход в подземную потерну, снабженный сквозником. Конструкция сквозника идентична аналогичным сооружениям царского периода (например, на 21-й батарее). С большой вероятностью, это остатки недостроенной потерны, которая должна была соединять основной форт и его вынесенную передовую позицию на террасе ниже форта. К сожалению, обследовать ее не удалось, т.к. она была почти полностью засыпана землей и заросла лианами. Фонарик высветил на расстоянии 5-6м от входа деревянную дверь, но проползти внутрь не удалось даже самому щуплому члену нашей команды. Сейчас этот объект и вовсе засыпан камнями и мусором.

Несмотря на то, что центральный форт сильно пострадал во время войны, многие его элементы неплохо сохранились. Ступени на стрелковый банкет вала были выполнены из бетона. Интересной особенностью укрепления являются укрытия для стрелков в виде бетонированных ниш, глубиной до 1 м. Ниши располагаются через каждые 50 м. Скорее всего, такое решение было принято в связи с тем, что грунт здесь не скальный, а глинистый.

Сейчас территория форта передана (опять какими-то кривыми путями, минуя город) под парк «Патриот». Возможно, и к лучшему, т.к. парк – дело благое. В связи со строительством парка была произведена расчистка этого укрепления. И, хотя расчистка была весьма далека от археологической, она позволила выявить достаточно интересные детали.

В горжевой части, там, где должна была возводиться казарма, выявились следы строительства потерны, соединяющей казарму и фронтальную часть укрепления. Во фронтальной части стрелкового окопа, удалось выявить «ответную» бетонную часть не построенной потерны

В 1936 году на территории форта начато строительство КП 30-й батареи. Сооружения полу- долговременного форта были использованы в качестве противодесантной обороны командного пункта. Перед линией вала в 10-15 м были возведены пулеметные доты, перед которыми шло проволочное заграждение в 3 ряда.

650-метровая потерна глубокого залегания, соединявшая КП с орудийным блоком 30-й береговой батареи, имела небольшой уклон к середине, откуда имелось перпендикулярное ответвление служившее водостоком. В него выходили канализационные и дренажные трубы, проложенные под полом потерны. На участке между водостоком и орудийным блоком потерна имела еще одно выходящее на дневную поверхность ответвление, служившее запасным выходом. К нему пристроили убежище расположенного рядом караульного помещения

Внутри блока, имевшего вход в виде коленчатого сквозника с газовым шлюзом, находились радиорубка с помещением для аккумуляторов и кубрик личного состава. В бетонный монолит блока была вмонтирована боевая рубка с бронированными стенами и крышей соответственно 406 и 305 мм. Она сохранилась и до сих пор, но «облицована» снаружи. Она имеет четыре смотровых щели. В 50 метрах от основного блока КП, соединенная с ним подземным ходом была установлена вращающаяся бронированная дальномерная рубка, оснащенная стереоскопическим дальномером фирмы "Цейсс" с десятиметровой и стереотрубой с пятиметровой базой. В нижнем подземном этаже командного пункта, выполненном в виде бетонированного тоннеля длиной 53 и шириной 5,5 м., находились: центральный пост управления огнем батареи, кубрики и каюты личного состава, санитарный узел, дизель-генераторная, котельная с запасами топлива и фильтровентиляционная установка.

В центральном посту располагалась основная группа приборов управления стрельбой "Баррикада" в составе: построителя горизонтально-базного дальномера (ГБД), трансформатора азимута и дистанции (ТАД), автомата прямого курса (АПК) и др. приборов. Верхний и нижний этажи командного пункта соединялись между собой вертикальной шахтой с электрическим лифтом и лестницей.

Построитель ГБД принимал целеуказание от шести выносных наблюдательных постов, расположенных на мысе Керменчик, у деревни Мамашай, на бывшей береговой батарее №7 (Северная сторона Севастополя), на бывшем форте «Литер-А» (район бухты Стрелецкая), мысе Фиолент и горе Кая-Баш. Каждый пост представлял собой железобетонное сооружение легкого типа в котором размещались оптический стереодальномер 6-метровой базы «ДМ-6» и визир конца базы типа «ГО».

Вход в блок снабжался тамбур-шлюзом, закрывался броневой дверью и коленчатым сквозником.

В подземной части КП, расположенной на глубине 37 мв виде обделанного бетоном тоннеля длиной 53 м и шириной 5,5 м, находились: главный центральный пост батареи, автономная электростанция и котельная с запасами топлива, фильтровентиляционная установка и помещения для личного состава.

Восточный форт Бельбекской группы

-16

Третий, восточный форт должен был располагаться на высоте 42,7, (на современных картах она обозначена 90,2), однако, за исключением небольшого участка крепостной дороги форт построен не был. Даже само существование проекта строительства форта на этой высоте очень сильно оспаривалось, но как выяснилось, совершенно напрасно. В сети уже гуляет эскизный проект этого форта.

После начала Первой Мировой войны, в связи с нехваткой стройматериалов, работы на батарее № 26 и фортах Бельбекской группы велись достаточно вяло, т.к. весь запас стройматериалов был направлен на достройку батареи № 25 (в советской нумерации №35). Из всей Бельбекской группы, в наибольшей степени готовности оказался только Центральный форт.